В один прекрасный момент, проявляя очередную плёнку в фотомагазине при местном фотомузее, я по привычке присмотрелся к витринам. Они здесь под стать старинному зданию, в котором располагается магазин: красивые деревянные шкафы со стеклянными стенками и дверцами. Внутри - россыпи престарелых плёночных фотоаппаратов, советских объективов и пыльных фотоаксессуаров, которые едва ли скоро найдут своего покупателя. В общем, всё как я люблю. Хоть в основном на витринах этих лежит либо что-то, что у меня уже есть, либо что-то, чего мне (пока) не хочется, иногда попадаютя интересные экземпляры. Так оказалось и в этот раз, и я, недолго думая, стал обладателем советского широкоугольного объектива для зеркальных фотоаппаратов «МС Мир-24М 2/35».
Объектив продавался в идеальном состоянии и почти полной комплектации (за исключением заводской коробки и инструкции). Таким образом, мне достался невероятно стильный жёсткий кожаный чехол из натуральной кожи на кожаном же наплечном ремешке, с изящными металлическими вставками. По нынешним временам - невиданная роскошь и стильный винтажный артефакт.
Чехол по размеру подогнан под лежащий внутри объектив, а вот крышка чехла имеет двойное дно: в скрытом за бархатной крышечкой отсеке хранится набор из трёх светофильтров, прикрученных к специальному держателю.
Внутри чехла - собственно объектив, аккуратный, матово-чёрный, цельнометаллический, довольно компактный. Корпус объектива оформлен в стиле, характерном для советских объективов 70-х - 80-х: его корпус функционален, не перегружен декоративными элементами и выкрашен в матовый чёрный цвет. По габаритам он несколько крупнее своего старшего брата - широкоугольного объектива
Мир-1В 3,5/37, но несколько меньше среднестатистического «китового» объектива 18-55 мм. Объектив увесистый, солидный. Чувствуется настоящий металл и стекло. Качество сборки очень высокое - настоящий эталон. Мир-24М приятно даже просто держать в руках и крутить управляющие кольца.
Передняя линза - довольно крупная, выпуклая и несколько утопленная вглубь корпуса, слегка переливается красно-зелёными отблесками.
В глубине видна диафрагма, состоящая из 6 лепестков.
Линза окружена декоративным кольцом с маркировкой: «МС Мир-24М 2/35», затем идут серийный номер и логотип завода-изготовителя.
- МС - «Multicoating», многослойное просветляющее покрытие. Призвано бороться, в первую очередь, с падением контраста в контровом освещении. У современных объективов подобным уже гордиться перестали, разве что указывают, если просветляющее покрытие какое-то уж очень хорошее и должно привлечь покупателя.
- Мир - марка советских широкоугольных объективов. У меня на рассмотрении находились модели Мир-1,
Мир-20 и «
МС Зенитар-Н 2,8/28», ранние редкие предсерийные образцы которого маркировались как Мир-61.
- 24 - номер модели.
- 2/35 - светосила и фокусное расстояние. Судя по всему, объектив проектировался как более современная замена Миру-1 3,5/37, разработанному ещё в 1950-е, при этом была увеличена светосила. Появление нового объектива не помешало производить Мир-1 как минимум до 1992-го года.
- М - указывает на способ присоединения к фотоаппарату: резьба М-42 с приводом для диафрагмы. Эта модель объектива также производилась с байонетом F (подходит для фотоаппаратов Nikon и «Киев», маркировка на объективе «Н») и с байонетом К (подходит для фотоаппаратов Pentax и некоторых моделей Зенитов, маркировка «К», но эта модификация, как считается, редка).
Серийный номер начинается на «86», что, если традиция в данном случае соблюдена, означает, что объектив выпущен в 1986 году. Отличная сохранность! Объектив выпускался с середины 1970-х по середину 1980-х (вариант с байонетом F - дольше, как минимум до конца 90-х), но не был слишком массовым.
Логотип завода соответствует Красногорскому оптико-механическому заводу. Также объектив выпускался заводом «Вега».
Предусмотрена резьба для светофильтров диаметром 58 мм. Она сохраняет своё положение при фокусировке, что полезно при использовании градиентных и поляризационных фильтров. К объективу прилагаются аж три светофильтра: ультрафиолетовый, а также жёлто-оранжевый и зелёный. Ультрафиолетовый вполне можно использовать на повседневной основе, в качестве защитного, а цветные предназначены для разных видов съёмки на чёрно-белую плёнку.
Ближе всего к передней части объектива расположено кольцо фокусировки. Оно довольно широкое, имеет очень приятный, плавный ход, покрыто удобной насечкой (характерной для 70-х - 80-х годов) и вращается примерно на 135 градусов от 0,3 м до бесконечности. Минимальная дальность в 30 см должна помочь в съёмке довольно-таки крупных планов. Объектив при фокусировке на минимальную дальность увеличивается не очень сильно - не более, чем на 0,5 см.
Возле кольца фокусировки - шкала глубин резкости традиционного зелёного цвета с красными метками, включая метку для инфракрасной фотоплёнки. Несмотря на то, что объектив широкоугольный, глубина резкости, судя по шкале, возрастает по мере закрывания диафрагмы не так уж и резво.
Ближе к задней стороне объектива располагается кольцо диафрагм. Оно выполнено традиционно для объективов того времени: тонкое, с ребристой насечкой и шкалой диафрагм. В данном случае доступны значения от 2 до 16 со ступенчатым переключением.
В объективе МС Мир-24М предусмотрена автоматическая диафрагма с приводом от фотоаппарата. Это значит, что при переключении диафрагмы соответствующим кольцом диафрагма на самом деле не закрывается, а её закрытие до выбранного значения происходит в момент съёмки кадра, когда камера специальным рычагом нажимает на привод диафрагмы.
Такой рычаг присутствует в конструкции только части плёночных фотоаппаратов с присоединительной резьбой М-42, а современные цифровые фотоаппараты и вовсе снабжены приводами диафрагмы совсем другой конструкции.
Казалось бы, на лицо несовместимость - но нет: разработчики предусмотрели специальный дополнительный орган управления диафрагмой - переключатель режимов. Он расположен на боковой стороне объектива рядом с кольцом диафрагм и выглядит как серебристое ребристое колёсико, выступающее из корпуса объектива. Колёсико имеет два положения - А и М - между которыми переключается со щелчком. Положение А соответствует автоматическому режиму диафрагмы, а положение М - ручному, то есть в этом положении диафрагма закрывается до выбранного значения.
Такой переключатель очень удобен при работе с цифровыми фотоаппаратами: можно, выставив нужную диафрагму, переключить диафрагму в режим А (при этом она будет открыта), выполнить фокусировку, переключить диафрагму в режим М (она при этом закроется до выбранного значения) и сделать кадр. Удобства добавляет лёгкость переключения и удобное расположение рычажка, позволяющее найти его на ощупь. Нажимать переключатель - тактильно очень приятно.
Аналогичный переключатель можно найти на объективе МС Мир-20М 3,5/20, но там он выполнен менее удачно - расположен в узкой части корпуса и нажимается довольно туго.
На обратной стороне объектива, как и ожидалось, резьба М42 с подпружиненным приводом диафрагмы. Для использования с фотоаппаратами Pentax потребуется версия переходника, полностью утапливающаяся в байонет фотоаппарата.
Объектив отлично смотрится в паре с современными фотоаппаратами.
К объективу прилагается простая неразжимная передняя крышка из мягкого пластика, удерживаемая на своём месте силой трения и украшенная логотипом завода-изготовителя, а также резьбовая задняя крышка, стандартная для объективов этого завода - тоже с логотипом и три светофильтра: ультрафиолетовый, жёто-зелёный и оранжевый.
Во
второй части обзора рассмотрим объектив МС Мир-24М 2/35 в работе.
Список использованной литературы
1.
«Объектив Мир-24», Мемориальный сайт
ZENITcamera.