Майские полевые испытания. Объектив МС Мир-24М 2/35 завода КМЗ. Часть первая, описательная

Dec 16, 2019 22:53


В один прекрасный момент, проявляя очередную плёнку в фотомагазине при  местном фотомузее, я по привычке присмотрелся к витринам. Они здесь под  стать старинному зданию, в котором располагается магазин: красивые  деревянные шкафы со стеклянными стенками и дверцами. Внутри - россыпи  престарелых плёночных фотоаппаратов, советских объективов и пыльных  фотоаксессуаров, которые едва ли скоро найдут своего покупателя. В  общем, всё как я люблю. Хоть в основном на витринах этих лежит либо  что-то, что у меня уже есть, либо что-то, чего мне (пока) не хочется,  иногда попадаютя интересные экземпляры. Так оказалось и в этот раз, и я,  недолго думая, стал обладателем советского широкоугольного объектива  для зеркальных фотоаппаратов «МС Мир-24М 2/35».





Объектив продавался в идеальном состоянии и почти полной комплектации  (за исключением заводской коробки и инструкции). Таким образом, мне  достался невероятно стильный жёсткий кожаный чехол из натуральной кожи  на кожаном же наплечном ремешке, с изящными металлическими вставками. По  нынешним временам - невиданная роскошь и стильный винтажный артефакт.



Чехол по размеру подогнан под лежащий внутри объектив, а вот крышка  чехла имеет двойное дно: в скрытом за бархатной крышечкой отсеке  хранится набор из трёх светофильтров, прикрученных к специальному  держателю.





Внутри чехла - собственно объектив, аккуратный, матово-чёрный,  цельнометаллический, довольно компактный. Корпус объектива оформлен в  стиле, характерном для советских объективов 70-х - 80-х: его корпус  функционален, не перегружен декоративными элементами и выкрашен в  матовый чёрный цвет. По габаритам он несколько крупнее своего старшего  брата - широкоугольного объектива Мир-1В 3,5/37,  но несколько меньше среднестатистического «китового» объектива 18-55  мм. Объектив увесистый, солидный. Чувствуется настоящий металл и стекло.  Качество сборки очень высокое - настоящий эталон. Мир-24М приятно даже  просто держать в руках и крутить управляющие кольца.





Передняя линза - довольно крупная, выпуклая и несколько утопленная  вглубь корпуса, слегка переливается красно-зелёными отблесками.



В глубине видна диафрагма, состоящая из 6 лепестков.



Линза окружена декоративным кольцом с маркировкой: «МС Мир-24М 2/35», затем идут серийный номер и логотип завода-изготовителя.

- МС - «Multicoating», многослойное просветляющее покрытие.  Призвано бороться, в первую очередь, с падением контраста в контровом  освещении. У современных объективов подобным уже гордиться перестали,  разве что указывают, если просветляющее покрытие какое-то уж очень  хорошее и должно привлечь покупателя.

- Мир - марка советских широкоугольных объективов. У меня на рассмотрении находились модели Мир-1, Мир-20 и « МС Зенитар-Н 2,8/28», ранние редкие предсерийные образцы которого маркировались как Мир-61.

- 24 - номер модели.

- 2/35 - светосила и фокусное расстояние. Судя по всему,  объектив проектировался как более современная замена Миру-1 3,5/37,  разработанному ещё в 1950-е, при этом была увеличена светосила.  Появление нового объектива не помешало производить Мир-1 как минимум до  1992-го года.

- М - указывает на способ присоединения к фотоаппарату: резьба  М-42 с приводом для диафрагмы. Эта модель объектива также производилась  с байонетом F (подходит для фотоаппаратов Nikon и «Киев», маркировка на  объективе «Н») и с байонетом К (подходит для фотоаппаратов Pentax и  некоторых моделей Зенитов, маркировка «К», но эта модификация, как  считается, редка).

Серийный номер начинается на «86», что, если традиция в данном  случае соблюдена, означает, что объектив выпущен в 1986 году. Отличная  сохранность! Объектив выпускался с середины 1970-х по середину 1980-х  (вариант с байонетом F - дольше, как минимум до конца 90-х), но не был  слишком массовым.

Логотип завода соответствует Красногорскому оптико-механическому заводу. Также объектив выпускался заводом «Вега».

Предусмотрена резьба для светофильтров диаметром 58 мм. Она сохраняет  своё положение при фокусировке, что полезно при использовании  градиентных и поляризационных фильтров. К объективу прилагаются аж три  светофильтра:  ультрафиолетовый, а также жёлто-оранжевый и зелёный.  Ультрафиолетовый вполне можно использовать на повседневной основе, в  качестве защитного, а цветные предназначены для разных видов съёмки на  чёрно-белую плёнку.



Ближе всего к передней части объектива расположено кольцо фокусировки.  Оно довольно широкое, имеет очень приятный, плавный ход, покрыто удобной  насечкой (характерной для 70-х - 80-х годов) и вращается примерно на  135 градусов от 0,3 м до бесконечности. Минимальная дальность в 30 см  должна помочь в съёмке довольно-таки крупных планов. Объектив при  фокусировке на минимальную дальность увеличивается не очень сильно - не  более, чем на 0,5 см.



Возле кольца фокусировки - шкала глубин резкости традиционного зелёного  цвета с красными метками, включая метку для инфракрасной фотоплёнки.  Несмотря на то, что объектив широкоугольный, глубина резкости, судя по  шкале, возрастает по мере закрывания диафрагмы не так уж и резво.



Ближе к задней стороне объектива располагается кольцо диафрагм. Оно  выполнено традиционно для объективов того времени: тонкое, с ребристой  насечкой и шкалой диафрагм. В данном случае доступны значения от 2 до 16  со ступенчатым переключением.



В объективе МС Мир-24М предусмотрена автоматическая диафрагма с приводом  от фотоаппарата. Это значит, что при переключении диафрагмы  соответствующим кольцом диафрагма на самом деле не закрывается, а её  закрытие до выбранного значения происходит в момент съёмки кадра, когда  камера специальным рычагом нажимает на привод диафрагмы.

Такой рычаг  присутствует в конструкции только части плёночных фотоаппаратов с  присоединительной резьбой М-42, а современные цифровые фотоаппараты и  вовсе снабжены приводами диафрагмы совсем другой конструкции.

Казалось  бы, на лицо несовместимость - но нет: разработчики предусмотрели  специальный дополнительный орган управления диафрагмой - переключатель  режимов. Он расположен на боковой стороне объектива рядом с кольцом  диафрагм и выглядит как серебристое ребристое колёсико, выступающее из  корпуса объектива. Колёсико имеет два положения - А и М - между которыми  переключается со щелчком. Положение А соответствует автоматическому  режиму диафрагмы, а положение М - ручному, то есть в этом положении  диафрагма закрывается до выбранного значения.



Такой переключатель очень удобен при работе с цифровыми фотоаппаратами:  можно, выставив нужную диафрагму, переключить диафрагму в режим А (при  этом она будет открыта), выполнить фокусировку, переключить диафрагму в  режим М (она при этом закроется до выбранного значения) и сделать кадр.  Удобства добавляет лёгкость переключения и удобное расположение рычажка,  позволяющее найти его на ощупь. Нажимать переключатель - тактильно  очень приятно.

Аналогичный переключатель можно найти на объективе МС Мир-20М 3,5/20, но там он выполнен менее удачно - расположен в узкой части корпуса и нажимается довольно туго.





На обратной стороне объектива, как и ожидалось, резьба М42 с  подпружиненным приводом диафрагмы. Для использования с фотоаппаратами  Pentax потребуется версия переходника, полностью утапливающаяся в  байонет фотоаппарата.







Объектив отлично смотрится в паре с современными фотоаппаратами.



К объективу прилагается простая неразжимная передняя крышка из мягкого  пластика, удерживаемая на своём месте силой трения и украшенная  логотипом завода-изготовителя, а также резьбовая задняя крышка,  стандартная для объективов этого завода - тоже с логотипом и три  светофильтра: ультрафиолетовый, жёто-зелёный и оранжевый.









Во второй части обзора рассмотрим объектив МС Мир-24М 2/35 в работе.



Список использованной литературы

1. «Объектив Мир-24», Мемориальный сайт ZENITcamera.

полевые испытания, #обзор, #фототехника, #фотография, #полевыеиспытания, #натюрморт, #мир, #ретро, #техника, #объектив, #широкоугольник

Previous post Next post
Up