Примат Поведения
Это становится несколько утомительным. Стоило
поинтересоваться, есть ли какие-то способы фальсифицировать теорию Дарвина, как тут же появились люди, которые... Ну, как бы это сказать... Если бы я пописал на Стену Плача - это вызвало бы похожую по эмоциям реакцию, - ах, сука, так ты сомневаешься в научности наших взглядов, идиот, тупица, кретин, имбецил,.. - и так далее. И ведь я даже не сказал, что я считаю ТЭ ложной. Всего-навсего намекнул, что такое возможно.
Нет, я, в принципе, понимаю, что ничто так основательно не доказывает истинность эволюционных взглядов, как истерические прыжки с дикими визгами по клетке и метание какашек в оппонента, - но, может, есть что-то еще? Такое поведение демонстрирует глубокую связь человека с остальными приматами, но я знавал и других людей, которые иллюстрируют и некоторые глубокие отличия. Как вам ни странно такое представить.
Религиозные Люди
Если кому-то нужно доказательство того, что ТЭ для большей части ее сторонников есть прежде всего религиозный предмет, посмотрите на их поведение. Они совсем не ведут себя как люди, которые обсуждают нечто научное. Это поведение не участников конференции, но Стражей Веры. Поймайте любого физика и спросите - какой эксперимент можно поставить, чтобы какой-то его результат опроверг ту теорию, над которой он работает - и он ответит сразу. Просто потому, что он именно над этим и думает всю дорогу - как можно проверить. Но дело даже не в том, что он ответит. Дело в том, что он не заподозрит вас в нечистых намерениях.
Реакция - "если ты такое спрашиваешь - значит, ты против этой теории, подлец?!" - подразумевает эмоциональную вовлеченность. Человек, который движим научным интересом - не станет рвать пасть тому, кого он подозревает в несогласии и уж точно не почувствует потребность употребить словосочетание "ненавистники Эйнштейна". Беда в том, что ТЭ есть не просто одна из научных или ненаучных теорий. Нельзя быть атеистом и не верить в ТЭ. Эта идея для верующего атеиста - как Воскресение для Христианина. Выдерни ее - и рушится ВСЕ мироздание.
Отделить От Государства
Ну и, разумеется, когда речь идет о защите и пропаганде Истинной Веры, методы применяются всегда одни и те же. Это не та область, в которой человечество отличается какой-то изобретательностью. Истинную Веру надо преподавать в школах. Преподавание чего-либо, что каким-либо образом бросает тень - должно быть запрещено. Упоминание альтернативных теорий должно быть запрещено - за пределами урока "буржуазные философские извращения и как с ними бороться". И научность тут только предлог. Никогда и никто из этих ребят не подаст в суд с требованием выселить Фрейда и social studies в курс "история ненаучных идей".
Обучение невозможно без воспитания. Обнаружив, что правительственное участие в школах необходимо означает существование правительственной идеологии, которая внедряется ученикам за деньги всех налогоплательщиков, человек может реагировать двумя способами.
Первый способ честный. Человек говорит - "я не могу позволить, чтобы урок Дарвинизма для моих детей оплачивали люди, мировоззрение которых основано на Интеллигентном Дизайне, Адаме и Еве или чем-то еще. Я считаю, что они глупы, необразованны, отсталы, но я не могу на этом основании считать себя выше них. Я не могу заставлять их оплачивать образование моим детям, образование, которое противоречит их взглядам. Даже, если я в большинстве, я не могу пользоваться этим - это было бы бесчестно и нарушало бы их свободу самым омерзительным образом. Если государственное обучение означает государственную идеологию - школы должны быть частными." Это была - честная позиция.
Вторая позиция - прямая противоположность первой, - "те, кто против Дарвина - глупы, необразованны, отсталы. Они - тупое быдло, а мы - ученые и вообще интеллигенты, и да, на этом основании мы имеем право заставить этих скотов оплачивать преподавание нашим детям того, что мы считаем нужным. Если государственное обучение означает государственную идеологию - это должна быть МОЯ идеология!" Люди, которые смотрят на мир подобным образом - будут изрядно удивлены, если я назову их позицию бесчестной и подлой. Как же так? Они же - за преподавание Хороших Вещей, да? Настоящей Науки! Как же я могу называть преподавание Науки - бесчестным? Наверное, я этот... как его... быдл. Топчи!
Суд Идет!
Что-то еще? Ах, да, последний
суд. Это было сильное событие. Среди прочего, судья вынес постановление - что есть наука, и что наукой не является. Он сообщил, что ему были представлены показания большой группы ученых, которые на допросе показали, что их оппонент - не ученый. Свидетели истца теперь имеют официальный государственный статус истинных ученых, а их теория - официальный государственный статус истинной науки. Скажите, вас это не шокирует? Забудем на секунду о дарвинизме. Вас не пугаете сама идея решения научных споров - в суде? У вас не возникает мысли - мы сделали какую-то ужасную ошибку, уж лучше бы в школах были уроки Божьего Слова, чем иметь прецедент, когда судья решает, что именно есть научная истина? Или... вы всегда расчитываете быть среди "официальных ученых"?
Update: Our learned friend
shkrobius is (as always) very educational:
Popper on Darwin.