Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Александра Ивановича Герцена. Да будет сообщество терпеливо к моему краткому сообщению, речь в нём пойдет не о жизни и творчестве великого русского писателя-революционера, а о весьма необычном памятнике ему в городе Кирове (Вятке), где, как известно, с мая 1835 по декабрь 1837 года А.И. Герцен пребывал в ссылке. В память об этом при советской власти именем Герцена в Кирове были названы одна из старых вятских улиц и переулок. В 1917 году, еще до октябрьского переворота в Петрограде, Вятская публичная библиотека (до этого - имени императора Николая I) была переименована в библиотеку имени Герцена, что вполне справедливо, так как ссыльный писатель имел самое непосредственное отношение к её открытию. Позднее, в 1949 году, у здания библиотеки был установлен памятник Герцену работы кировского скульптора Вадима Сергеевича Рязанцева.
Город Киров. Памятник А.И. Герцену. Фото Д.Германа
из альбома "Семь холмов над рекой" (М., 1976).
Памятник-бюст имеет весьма необычный для сталинского времени вид. В советской традиции было принято изображать русских писателей на монументах в мажорном виде, радостными и бодрыми, в торжественных позах. Великие писатели были обязаны с радостью взирать c гранитной высоты на торжество своих прогрессивных идей при народной власти. Но скульптор Рязанцев изобразил Герцена задумчивым стариком. Голова писателя опущена, на лбу глубокие морщины. Интересна и другая деталь: в вятской ссылке Герцен побывал в молодости, есть портрет Герцена работы Витберга этого времени, но скульптор Рязанцев решил изобразить Герцена не юношей, а пожившим и умудренным опытом писателем периода эмиграции.
Витберг. Портрет Герцена. Вятка, 1836 год.
Как тут не вспомнить памятники Пушкину работы скульпторов Опекушина в Москве (1880) и Аникушина в Ленинграде (1957). На дореволюционном памятнике Пушкин изображен задумчивым, со склоненной головой, а советский Пушкин - бодрый и торжественный. Или сравните памятник Гоголю скульптора Андреева (1909) с другим - "правильным" Гоголем - скульптора Томского (1952). На памятнике Андреева Гоголь сумрачен, сидит в неестественной сгорбленной позе. При советской власти этот памятник много критиковали, писали что он слишком мрачный и якобы искажает "образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и мистика". В итоге его убрали с бульвара, заменив новым монументом, где Гоголь полон сил и улыбается. Еще лучше советскую традицию в этой области монументального искусства поясняет старый советский анекдот о конкурсе на проект памятника Льву Толстому: "Третья премия - проекту, где Толстой читает томик Сталина. Вторая премия - Сталин читает томик Толстого, первая премия - Сталин читает томик Сталина".
Так вот, кировский памятник Герцену сделан не в советской, а в дореволюционной русской традиции. Взгляните на знаменитый портрет Герцена Николая Ге - портрет написан с натуры. Отчетливо видно, что в работе над скульптурой Рязанцев больше всего следовал этому портрету. А ведь памятник Герцену в городе Кирове был установлен не в 1920-е годы и не во время хрущевской оттепели. 1948-49 годы - время кампании "против низкопоклонства перед Западом", "ленинградского дела" и прочих мрачных вещей.
В книге вятского краеведа В. Любимова представлена и критика советской поры памятника Герцену работы Рязанцева. Автор цитирует статью некой К.Анисовой "Выше идейно-художественный уровень изобразительного искусства (О творчестве членов Кировского областного Союза советских художников)" из пятой книги альманаха "Кировская новь" (Киров, 1951). Вспоминая выставку 1947 года, на которую Рязанцев представил эскиз памятника, К.Анисова пишет: "В трактовке образа Герцена скульптор допустил историческую неточность. В.Рязанцев стремился подчеркнуть в образе Герцена черты мыслителя и, увлекшись этим, совсем не раскрыл в нем страстного революционера... Но в Герцене В.Рязанцева нельзя увидеть и того мыслителя, каким он был в действительности... Герцена-мыслителя нет в памятнике, а есть внешне похожий на Герцена старец, в тяжелом раздумье склонивший голову на грудь".* И все же памятник был установлен.
Город Киров. Памятник А.И. Герцену.
В заключение - несколько слов о скульпторе. Рязанцев Вадим Сергеевич родился 9 апреля 1913 г. в Вятке, окончил художественное отделение Кировского педагогического техникума. Участник Великой Отечественной войны, воевал на Карельском перешейке. Председатель Кировского товарищества художников (1944-45). Автор многих памятников, установленных в городах и селах Кировской области, мемориальных досок и рельефов. Работал в дереве, камне, металле, чаще - в гипсе. Участник областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Скончался в 1998 году.
-------------
* В.Любимов. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Киров, 2007. С.334.