Это - часть 2-я.
Начало было здесь. А сейчас о восточной и северной частях города.
1. Вид в сторону Кремля с Ивановской горки, 1850-е годы:
Конкретно - из окон частного училища Лопухиной (особняка Морозовых ещё нет, а вот сад, недавно отвоёванный общественностью, был и тогда).
Поверху - захватывающая панорама, которая теперь уже невозможна.
Храм Христа Спасителя, Кремль, стена Китай-города - всё прекрасно просматривалось с этой высокой точки.
Снимок ценен тем, что на бровке холма мы видим старинный собор Ивановского монастыря начала XVI века; совсем скоро его сменит постройка архитектора Быковского (см. следующее фото).
Правее, в створе Хохловского переулка - две арки. Это прежние монастырские ворота. Их ещё не сменила привычная нам стена с башнями.
Совсем справа - дом со скруглённым углом, оформляющим примыкание Колпачного переулка. Здесь он в строгом ампирном оформлении. Мы-то привыкли видеть
более поздний, фривольный декор. Над ним - церковь Владимира в Старых Садах.
Дома на первом плане сохранились. Лишь в 1990-х исчезли въездные ворота с пилонами - довольно тонкой, помнится, работы.
2. Этот снимок сделан в 1878-79 годах с точки, находящейся менее чем в 100 метрах южнее.
Новому собору возрождённого Ивановского монастыря не хватает лишь маковки.
Панорама по-прежнему впечатляет.
Слева внизу - перестроенные палаты XVI-XVII веков, которые отчего-то считаются палатами самих Шуйских, но никакого подтверждения тому нет. Древняя часть палат
хорошо наблюдаема из Подкопаевского переулка. ...Продвинемся к востоку.
3. Храм Илии Пророка на Воронцовом поле, 1867 год:
Зелени в этой тихой, спокойной части города ещё много... Порыв ветра, смазавший кроны, даёт снимку некоторую динамику.
Лет через 10-12 после снимка барочная колокольня будет заменена
новою, эклектичною.Сейчас церковное здание, уже без колокольни и без верхов главного храма, занято хранилищем фондов музея народов Востока.
Но бывшую церковь узнать вполне можно.
...И ещё к востоку.
4. Земляной Вал, вид от Высокояузского моста, 1887 год:
По тем временам - окраина. Характер местности - почти сельский.
...Посмотрев с моста налево и направо, особой урбанизации тоже не увидим.
5. Вид вниз по Яузе:
Словно губернский (кабы даже не уездный) город. Правда, вдали - силуэт храма Христа Спасителя.
6. Вид вверх по Яузе:
Плетни, огороды с какой-то капустой... лишь Спасо-Андроников монастырь, что в отдалении справа, напоминает о том, что мы в древней столице.
...Вновь приблизимся к центру города, на этот раз по Покровке. Посмотрим на город с колокольни церкви Введения в Барашах (снимки из 1870-х).
7. Вид к западу, в сторону Бульварного кольца, Китай-города и Кремля:
На Хохловской площади - симпатичное складское здание классического облика. В 1913 его сменит
массивный доходный дом Оловянишниковых, уже в неоклассической обработке. Выше - вертикаль лютеранской кирхи Петра и Павла, что в Стросадском переулке (арх. Майнхардт, 1862). Сейчас на её месте
мы видим другое, более "молодое" и стройное здание (1903-1905, арх. Коссов).
8. Вид правее, в сторону Покровских ворот:
Главный на снимке - барочный "дом-комод" Апраксиных. Виден дворовый (пожалуй, более интересный, нежели уличный) его фасад.
9. Вид на северо-восток:
К сожалению, качество изображения не позволяет поразглядывать детали, снимок даёт лишь общую картину не самого престижного тогда района пореформенной Москвы. У правого края - церковь Иоанна Предтечи в Казённой слободе, от которой осталась теперь лишь
отдельно стоящая колокольня. 10. А вот и вид с упоминавшейся кирхи Петра и Павла, год 1888-й:
Над застройкой господствует шедевральный храм Успения на Покровке.
Ближе справа - барочные палаты Долгоруких, а слева - галерейный дом (Покровка, 4) - один из немногих уцелевших в Москве домов такого типа.
...Переместимся севернее и ещё раз посмотрим на Садовое кольцо.
11. Садовая-Спасская, 1887.
Ничего этого уже давно не существует. В том числе и Сухаревой башни, верх которой виден левее вдалеке.
12. Или вот вид на Садовую-Спасскую с другой стороны, из Панкратьевского переулка, 1860-е - 70-е годы:
Справа вверху - комплекс Спасских казарм. Серьёзную площадь занимает склад стройматериалов.
...Перенесёмся на Софийку, нынешнюю Пушечную улицу.
13. Масштаб застройки, а также пространственно-видовые связи - совсем иные, нежели теперь:
На горизонте, по другую сторону долины Неглинки видны верх генерал-губернаторского дворца, церковь Космы и Дамиана в Шубине и каланча Тверской полицейской части.
Авторство проекта нынешнего Центрального дома работников искусств (три фронтона справа, за церковью Софии) приписывают Константину Тону. В ранний период своего творчества он, действительно, неплохо владел приёмами классицизма. Это уж затем, согласно веяниям времени, потянуло его на подражание допетровской русской архитектуре. Которой он, к слову, совершенно не чувствовал.
...Теперь на Кузнецкий Мост.
14. Верхняя часть улицы, вид от Большой Лубянки к Рождественке, 1872-1882:
Строительный бум 1880-х - 90-х, преобразивший улицу, пока не ощущается.
15. Вид в обратную сторону, начало 1880-х:
Здесь ещё сохранялись домики, современные Пушкину.
16. Вид от Рождественки в сторону Петровки, 1888:
Из узнаваемого - только пассаж Попова да недавно восстановленный фасад бывшего пассажа Сан-Галли (напротив).
Интересно, что на улице присутствуют сразу два типа фонарей: и электрические на высоких опорах (с 1886), и старые, то ли газовые, то ли керосиновые, низкие.
Пользуясь высоким разрешением снимка, посмотрим поближе на старый дом Хомякова, замыкающий перспективу:
Правда, этот деревянный одноэтажный особняк весь облеплен рекламой. Но другие снимки с этим зданием мне вообще не попадались. В 1900 по проекту Иванова-Шица на этом месте возведут ныне стоящий
доходный дом (верхние два этажа у него - более поздние, 1931).
До длительной тяжбы по поводу "Хомяковой рощи" ещё далеко...
17. Соседняя Рождественка, 1879-1880:
Здесь всё по-другому. Воронцовский дворец накануне перестройки (вместо университетских клиник в нём поселится Строгановское художественно-промышленное училище, а до МАРХИ ещё далеко). Его фланкируют низкие служебные корпуса XVIII века (в 1880-х - 90-х исчезнут). На мостовой - образец ремонта (вернее, его блистательного отсутствия).
Храм Николы в Звонарях от Карла Бланка - на своём месте.
...Далее - три вида с колокольни Рождественского монастыря.
18. Вид в сторону Петровского бульвара, 1880-е:
Плотная группа в левой части снимка - Высокопетровский монастырь, дом Гагарина с его суперпортиком (повыше) и боковой фасад дома Татищева (пониже).
А по внешней стороне бульвара застройка ещё разреженная; сплошного ряда домов нет.
Дом со знаменитым
рестораном "Эрмитаж" (угол Неглинной и Петровского) пока оформлен без роскоши и на один этаж ниже.
19. Вид в сторону Цветного бульвара и Трубной улицы, 1870-е:
Обширный участок, в том числе на месте будущего цирка Саломонских, занимают теплицы.
В принципе, это наследие огородничества, издавна практиковавшегося здесь, на низком пойменном лугу у пруда Неглинки.
Панорама простирается вдаль вплоть до Божедомки.
20. Вид строго на север, к сретенским переулкам, 1870-е:
Мелкомещанская застройка; доминируют церковь Сергия в Пушкарях и Сухарева башня.
21. Петровский бульвар, 1888:
Вид с дома, и поныне стоящего в торце бульвара, у Петровских ворот.
Ориентиры: вновь храм Сергия в Пушкарях (слева) и Рождественский монастырь (справа), с колокольни которого сделаны предыдущие три снимка.
Никакой многоэтажной доходной застройки!
22. Завершим этот обзор не панорамным, а почти камерным снимком.
Церковь Рождества в Путинках на Малой Дмитровке, 1850-е:
Кроме миленького деревянного окружения, обращает на себя внимание ещё одна подробность.
Здесь мы не видим не только привычного ныне
шатрового крыльца 1957 года постройки, но даже и предшествовавшего ему, и тоже не современного церкви
псевдорусского крыльца 1864 года. Вместо них - скромный классический тамбур.
...Продолжение, пожалуй, следует [делать]
Использованы фотографии с сайта
http://www.oldmos.ru