Когда-то выкладывал эти картинки у себя в ЖЖ, решил перепостить. В 2006 году ездили в большую экспедицию по Вятскому краю. Мало где в провинции в таком количестве сконцетрирована отличная архитектура, которую назвать провинциальной язык не поворачивается. Фантастические по красоте храмы, особенно в слиянии с пейзажем и с налетом живописной заброшенности. Вятское барокко ничем не хуже Растрелли, просто оно другое. Что, кстати, сопоставимого в области церковной архитектуры было в Петербурге 1740-1780-х, кроме десятка избитых шедевров? Думаю, достойных примеров наберется немного. Здесь же в десятках сел стоят свои шедевры - потрясающее чувство пропорций, формы, силуэта, изощренный декор. А еще мощь, ничего общего не имеющая с представлениями о провинциальности, как о запаздывающем подражательстве. Здесь, далеко-далеко от Петербурга развивалась своя школа, яркая и оригинальная. При этом вятского барокко как самостоятельного явления нет ни в одной имеющейся на сегодня "Истории русской архитектуры". Есть только несколько статей и недавняя диссертация Левы Масиеля Санчеса по региональным архитектурным школам 18 века. Этим явлением еще предстоит всерьез заниматься и определять его правильное место в истории архитектуры. Оно было гораздо существеннее, чем сейчас кажется. Помимо вятского барокко можно упомянуть еще и устюжскую школу или, например, тюменско-тобольскую.
Здесь подборка из трех перлов вятского храмостроения 18 века - Истобенское, Вяз и Шестаково. Последнему не повезло совсем, остальные худо-бедно до наших дней дожили и, может, еще возродятся.
Еще шедевры
А это чудо в Шестакове уже не существует. Стоит только заросший огрызок нижнего этажа. Храм исключительно оригинальный, с влиянием сибирской, точнее, тобольской линии.
Это самая главная советская потеря вятского барокко.