«Щупальцами в прекрасный бор», или воскресная поездка ОИРУ

Feb 03, 2010 22:47



Последний день января, первая в этом сезоне поездка Общества изучения русской усадьбы. Солнечный, морозно-кристалльный день. Дивные памятники и редкостный сюрреализм. Давно ничего не писал - поэтому картинок и текста будет много. Кому не страшно - айда с нами!

Первая цель на пути - барочная церковь в Никольском-Архангельском. На въезде в поселок - арт-объект под названием «Ведутся работы по восстановлению футбольного поля».



Техническая вода на Чёрной дороге, ведущей к храму.




Храм Михаила Архангела (1748-1771 гг.). Зима - лучшее время для его осмотра; большую часть года он непроходимо скрыт листвой.



Отправимся дальше. У нас хорошая компания.



Усадебная Никольская церковь в Полтево (начало XVIII в.). Парадоксальная эклектика - типично русский верх «иже под колоколы» на восьмигранном европейски-барочном основании.



Церковь белокаменная, находится в процессе реставрации. По словам рабочих, один из порталов был заложен, по-видимому, для того, чтобы добавить стенам устойчивости (опять же по их словам, раньше по стенам шло несколько трещин).



Рядом - странная инсталяция в стиле «все умрут, а я останусь».



Теперь едем в Ликино-Дулёво, славное Кузнецовским фарфором. По пути - любопытный храм в Рахманово, который мы посещать не стали.



В Ликино-Дулёво нас встречает «улица Ленинский переулок» и пропитого вида Дед Мороз с фалли восклицательным знаком вместо бутылки и звездой вместо стакана в могучей руке.




Ордена Ленина завод «Дулёвский фарфор».



В центре города расположена живописная церковь Иоанна Богослова (1912-1917 гг.) в русском стиле.



Рядом со храмом - дом культуры фарфорового завода, он же «Клуб фарфористов», он же «Звезда химиков». Поскольку строил его уважаемый в определенных кругах конструктивист К.Мельников, сей артефакт является местом паломничества любителей дегенеративного искусства. По словам самого Мельникова, ДК стоит «щупальцами в прекрасный бор». Щупальца, впрочем, протянуты не в бор, а в сторону шоссе.



Обойдя вокруг сего конструктивистского монстра, я в очередной раз убедился в справедливости своего отношения к данному архитектурному направлению. Перефразируя Кису Воробьянинова, «хорошо, что нас привезли сюда бесплатно, но те, кто платили за это деньги???».



Из Ликина-Дулёва мы направились в Павловский Посад. Рекламко на въезде в город недвусмысленно намекала, что нас здесь ждут сюрпризы…



Поначалу, впрочем, все было мирно и чинно. Вознесенская церковь на Городке (1906-1909 гг.) порадовала приятным силуэтом,



красивым резным иконостасом, почерневшим от неправильного лака (по словам настоятеля, лак «наносили в советское время швабрами» - впрочем, благодаря этой специфической процедуре удалось спасти иконостас от рассыхания)



и в высшей степени качественными современными росписями, выполненными мастерами, расписывавшими Храм Христа Спасителя.



А потом мы пошли в местный историко-художественный музей…



Локальные краеведческие и историко-художественные музеи - это отдельный жанр. Я их нежно люблю. Но в данном случае мои слова бессильны. Экспонаты, комментарии экскурсовода - всё бесподобно… Босховские персонажи встречают нас уже при входе на территорию.




На входных дверях - петухи нетрадиционной ориентации.



Бывают домовые, водяные, а этот - музейный.



«Раньше на территории нашего района было море. Затем наступил ледниковый период, и здесь мы видим, как погибают мамонты.» Теперь я знаю, как погибли мамонты. Они облысели и утонули в жидком утеплителе для окон…



Мышь-прародитель Шаман, плывущий в капище.



Здесь жили предки Николая Валуева.



Легенда здешнего края - герой 1812 г. Герасим Курин, который с отрядом крестьян и казаков нанес поражение французскому отряду и спас родное село от разграбления. Ему посвящена фантастическая инсталляция в зале военной славы.



«Крестьянин, наш защитник… поэтому мы его видим с вилами». Вилы аккуратно привязаны к березе бечёвкой, чтобы их у зощитнега не скрали :-о



Французские оккупанты также заслуживают внимания. Черты их лиц постепенно исчезают…



пока оккупанты окончательно не превращаются в невидимок.



А я было подумал, что обнаружена новая, ранее неизвестная работа Ленина :-0



Быт рабочих местной платочной мануфактуры.



Продукция мануфактуры, ныне - платочной фабрики. А вот это реально круто.



Деталь юбилейного платка с изображением основателей мануфактуры и процесса изготовления набивных платков.



Платок-полуфабрикат, набивочный молоток и матрица. Молоточек весит не меньше 3 кг - так что работа была сугубо мужская…



Наряду с платками, в советское время фабрика выпускала фантастические парадные скатерти - такие большие, что даже не влезают в кадр.





Однако, какова экспрессия!





Небольшая экспозиция посвящена одному из самых известных уроженцев Павловского Посада - актеру Вячеславу Тихонову. Царствие ему Небесное…



А вот в следующем зале я сломался. Рекламный шит про папу Карло, размещенный при въезде в город, оказался пророческим…



Что курил аффтар - не умею сказать. Но результат реально внушает…





Под сильным впечатлением от музея мы осмотрели одиную колокольню, оставшуюся от взорванного собора Воскресенского (Дмитриевского) собора 1839 г., разобранного в 1950-е гг.,



и стоящий рядом бюст Герасима Курина с топором на родине героя.



Последним объектом, который мы посетили, была церковь Покрова Богородицы и Василия Исповедника Покровско-Васильевского монастыря (завершена постройкой в 1874 г.). Не прельстившись перспективой купить огурцы и капусту на кладбище,



мы уже в сумерках осмотрели внушительную колокольню (сама церковь буквально замурована кладбищенским забором, и понять, как она выглядит, решительно невозможно).



В общем, путешествие удалось. Николай Чудотворец, покровитель странствующих, спасибо тебе!



ОИРУ, города, интерьеры, барокко, Павловский Посад, музеи, Московская область, Ликино-Дулёво, конструктивизм, храмы, классицизм, русский стиль

Previous post Next post
Up