С д-ром Михаэлем Фрейкманом.
Большая часть экскурсантов собралась уже с вечера у источника Орха, ака Джухаддер, на Голанах. Там когда-то располагалась сирийская ставка, потом израильская, а теперь - такой вот вольный привал. Забетонированная площадка, источник с бассейном и эвкалиптовая рощица. Удобства на природе.
Мы с дочкой устроились под прикрытием идеологически выдержанной бетонной стеночки.
irhazor и наш гид, д-р Михаэль Фрейкман ака
indy424 исследуют свойства местного базальта:
Утром караван (с десяток машин) выехал на Руджум.
Название "Руджум эль-Хири" по-арабски означает "Курган дикого кота" (видимо, там когда-то жил какой-то хищник из породы кошачьих). На иврите это место называется Гальгаль рефаим - "Колесо предков" (а не "духов", как иногда переводят). С воздуха он выглядит так:
Д-р Фрейкман когда-то копал на Руджуме, а потом защитил на эту тему докторскую диссертацию, так что экскурсия была весьма содержательной.
Карабкаться на Руджум непросто - некоторые камни шатаются.
Руджум - это сооружение из пяти колец (внешний диаметр - 156 м.), которые теперь кажутся каменными валами, но на самом деле когда-то были стенами, и "здания" с камерой внутри. В этой камере было захоронение эпохи бронзы (там было найдено 3 золотые сережки и кусочек керамики), и это сбило некоторых исследователей с толку. Однако захоронение было вторичным использованием гораздо более древнего сооружения (по результатам люминисцентного анализа песка внутри стен). Данные показывают от 4700 лет (плюс-минус 270) до 5720 лет до н.э. (плюс-минус 170) для внутренних помещений и 1660 (плюс-минус 110) для внешних, - т.е. для эпоху бронзы.
Одни ворота Руджума смотрят на Тель Фарес, древний уснувший вулкан, вероятно, имевший какое-то культовое значение, другие - на Тель Саки, другой уснувший вулкан, верхушка которого была срезана сирийцами, а потом израильтянами. Зато изнутри камеры 22 июня можно было видеть солнце через щель длиной ок. 4 метров (roof-box), причем луч падал на порог между камерой и коридором, служивший чем-то вроде алтаря. Вход в камеру несколько кривой - то ли поправка, которая была внесена со временем из-за изменения положения светил, то ли коррекция при строительстве. Отверстие над камерой было прорублено в 1991 году - археологи (Моше Кохави, Йоэль Мизрахи) не сразу нашли оригинальный вход, и только попав в камеру, обнаружили ведущий наружу коридор.
Любопытно, что в Ирландии, в Каруморе, есть подобное сооружение, также с двумя воротами, ориентированными на горы, и "астрономическим" отверстием, только там оно "смотрит" на зимнее солнцестояние. По предположению Михаэля, здесь, в жарком климате, древние люди "боялись, что не вернутся дожди", поэтому "следили" за летом, а в Ирландии - "боялись, что не вернется лето", поэтому "следили" за зимой.
При виде столь массивного сооружения, строительство которого, по подсчетам, потребовало сотни тысяч человеко-дней, у исследователей возник вопрос: кто и зачем его построил? В эпоху бронзы вокруг Руджума мало кто жил, зато в эпоху хальколита там было около 47 поселений. Строительство требовало и огромных материальных ресурсов, сотни тонн дерева на рычаги и валики, 50 тыс. базальтовых камней, вес некоторых достигает полутора тонн.
Д-р Фрейкман рассматривает Руджум как центр целого комплекса: вокруг него располагалось некое "кольцо табу", полоса невозделываемой земли, дальше - жилые комплексы, а еще дальше, по краям, - могильники-дольмены. Причем эти дольмены в большинстве случаев находятся на развалинах намеренно "похороненных" домов.
Петроглиф неизвестного значения - десять вертикальных линий:
Недалеко от Руджума находятся остатки подобного ему сооружения - видимо, предыдущего культового комплекса, камни с которого были частично использованы при строительстве Руджума:
Речка Далийот - причина поселения в округе людей.
Поднимаемся на один из соседних холмов, к раскопанному жилому комплексу. Здесь было хранилище зерна:
Парадный зал (?) жилища с культовой стелой:
В этом "зале" были найдены "головы предков" - характерные базальтовые головы, навершия которых были оформлены как плошки, видимо, для "кормления" этих самых предков.
Комплекс включал жилые помещения, помещения для скота, мастерскую по изготовлению каменных орудий (там было найдено ок. 150 кремниевых лезвий в разной степени готовности и куски кремня перед обработкой), зернохранилище и внутренний двор. В какой-то момент он был "захоронен" - все сосуды разбиты (и их части удалены, так что ни один сосуд невозможно восстановить), те, что нельзя было разбить, перевернуты, входы заложены камнями и глиной, дом, видимо, был наполнен горючим материалом и сожжен. Груды обожженной глины видно до сих пор. Слева от дерева - заложенный вход:
Весь комплекс занимал около 400 кв. м.
По словам Михаэля, большинство дольменов располагаются непосредственно на развалинах или сразу по соседству, - возможно, захоронения были связаны с жителями дома. Можно предположить, что дом "хоронили", когда умирал какой-то важный человек из семьи, или последний ее глава.
Считается, что культ в эпоху хальколита состоял из домашних ритуалов, вроде "кормления предков", и общественных, - того, что, очевидно, происходило в Руджуме и подобных ему сооружениях. Вероятно, периодически там собирались люди и устраивали круговые процессии. Возможно, что имелось в виду, что души тех, кто переходит из состояния конкретных "предков" определенной семьи в состояние "праотцов" (о которых уже некому помнить), уходят куда-то в мир иной, местоположение которого связывалось с горами.
Все фотографии с экскурсии здесь:
https://picasaweb.google.com/100465847890393134846/RujumElHiriWithDRMichaelFreikman