Статья является продолжением темы «Кремль и Борис Годунов», начатой на страницах моего Блокнота:
1. Лирическое начало - «Кремлевское, осеннее»
http://archistorik.livejournal.com/14650.html 2. Основной материал - «Кремль и Борис Годунов»
http://archistorik.livejournal.com/15081.html «Кремленаград». План кремля 1600-х годов
Чертеж Кремленаграда - план Кремля, датируемый началом 1600-х годов, является сегодня одним из первых достоверных изображений московского Кремля. Борис Годунов связывал с Кремлем широкие градостроительные планы. И три сооружения, построенные в Кремле на рубеже веков, были вдохновлены его энергией - усадьба в центре Кремля, новый царский дворец (Палаты) на склоне кремлевского холма, и надстройка колокольни Ивана Великого.
После надстройки колокольни Ивана Великого предполагалась реконструкция центра Кремля и возведение Воскресенского собора. Можно предположить, что именно размеры предполагаемого грандиозного собора и были причиной надстройки Ивана Великого, что бы колокольня соответствовала масштабу нового храма.
О надстройке колокольни и возведении Палат я уже писал на предыдущих страницах. Теперь несколько слов об усадьбе Бориса Годунова в центре Кремля, то есть почти в центре чертежа «Кремленаград».
Но вначале о самом чертеже Кремленаграда. Изображение выполнено на общеевропейском уровне того времени и датируется началом 1600-х годов. Чертеж выполнен по приказу Бориса Годунова.
В дальнейшем чертеж корректировался. После воцарения Романовых в правом верхнем углу было добавлено посвящение царю Михаилу Федоровичу. Позднее имя Михаила было счищено, и уже в 1645 году он был издан с посвящением новому царю, Алексею Михайловичу. Вот в таком виде чертеж и предстал перед нами.
Чертеж широко растиражирован в литературе, но в цветном варианте встречается редко. Тем интереснее посмотреть его детали и совершить некую «виртуальную прогулку» по Кремлю рубежа XVI - XVII веков, золотого времени Бориса Годунова.
Фрагмент плана «Кремленаграда», в центре рисунка - усадьба Бориса Годунова
Появление усадьбы Годунова в центре Кремля относится, очевидно, к годам возвышения «царского шурина» при царе Федоре Иоанновиче, когда Борис стал фактически правителем государства.
На общем плане усадьба выделяется большими размерами.
И не только размерами.
Главный дом делит участок как бы на две части, парадную и хозяйственную. Парадный двор ориентирован в сторону центра Кремля, и огражден каменной стеной с воротами, выходящими прямо на Соборную площадь. Внутри, перед главными воротами, двор вымощен.
Главный дом усадьбы состоит из многоэтажной башни, очень похожей на трех- или четырехэтажное здание, и соединен переходом с двухэтажными жилыми палатами.
Совершенно новыми чертами в жизни древнерусского города является строительство главного дома на линии улицы с размещение входа в здание непосредственно с улицы. Вход в главное здание усадьбы с улицы, а не со двора - для того времени явление уникальное!
Среди строений вокруг парадного двора интересен длинный трехъярусный корпус с въездом-пандусом на второй этаж.
В нижней части рисунка мы видим хозяйственный двор, который обнесен тыном с воротами на улицу, идущую от Троицкой башни.
На экспликации «Кремленаграда» усадьба названа так -
Старый государев двор, сиречь Бориса Годунова, после того, как стал царем.
Я обозначил в своей статье только главные детали чертежа.
Для любителя истории данный рисунок является бесценным кладом, и изучать его можно бесконечно.
....................................................................................................
Литература.
Памятники архитектуры Москвы. Том 1.- М.: Искусство, 1983.