О психологии верментáлов и об отношении верментáлов к людям

Oct 10, 2012 23:01

Вслед прошлому посту, в котором была выложена минимальная информация о верменталах, был задан интересный вопрос - о том, как именно верменталы стали оформлять наследие своей цивилизации в виде древности как бы человеческих существ, а также о том, какую роль здесь играют особенности верментальской психологии.

Поскольку вопрос нам ужасно понравился, а также поскольку у нас самих представления о верменталах довольно-таки дилетантские, на уровне сведений исключительно по ходу личных с верменталами знакомств - то мы немедля обратились с запросом к суперкомпьютеру Шеόлу, нашему другу и консультанту, о котором мы уже писали вот здесь, и попросили его подготовить на вышеуказанную тему небольшой инфопакет. Инфопакет был нам оперативно сброшен, и теперь мы выкладываем его для всех интересующихся - практически без купюр, оставив упоминания о лицах, читателю ещё не знакомых, потому что потом эти упоминания могут кому-нибудь пригодиться. Снабдим сейчас минимальными комментариями, да и ладно:)

*****************************

Итак, Шеόл СуперКº о верменталах и человеках:

Общие замечания

Верменталов довольно много видов, они в своё историческое время были разрознены и едва успели как-то наладить постоянное общение и обмен информацией, как уже и кончилось их время. Поэтому реально трудно сделать адекватное обобщение. Приходится иметь в виду, что мы оперируем тем, что нам сообщили те из верменталов, которые захотели вступить в общение и смогли его поддержать на соответствующем уровне, а также учитывать, что они интерпретируют информацию иной раз весьма своеобразно. А мы получаем уже их интерпретацию.

О психологии

Практически надо признать, что люди научаются понимать верменталов лучше, чем верменталы - людей (хотя инициатива контакта принадлежит сплошь и рядом верменталу). Исключения подтверждают правило: хорошими интерпретаторами, переводчиками и посредниками являются те, кто имея сродство с природой верменталов, реализует себя как человек: в числе успешных в этой сфере называют некоторых из глобов, Макра (Макр Артигемон - давний друг верменталов, пытался помочь им ещё в древние времена), Молнию (Молния - сын Ката Артигемона, верментал несколько иной породы, чем сам Кат; о Кате Артигемоне было немного вот здесь). Кат, по общему мнению, хороший мессир верменталов, но плохой переводчик, потому что "слишком верментал".

Специалисты, в том числе Розен (Розенкрус, специалист по части психологии и по части верменталов одновременно) считают, что верменталы отстают от людей в комбинировании, выстраивании новых схем действия, изучении "неоптимальных" вариантов. Упрощённо можно сказать: они более осторожны (это традиционно принято связывать с большей уязвимостью хитинокожих по сравнению с позвоночными - риск в активной фазе им встаёт дороже, притом что в пассивной фазе они защищены лучше). Скорость безусловных реакций у верментала в хорошей форме заметно выше, чем у теплокровных, равно как и скорость некоторых мыслительных процессов - но в неординарных условиях, где требуется "пропускать инфу через головной мозг, а не через спинной" (это фигуральное выражение) и при решении задач с нечёткими условиями они сильно тормозят. Упрощённо можно сказать, что они "все педанты и аккуратисты".

Можно сказать, что верменталы весьма любознательны, но предъявляют к собираемой информации более жёсткие требования, чем люди: они "коллекционеры с хорошим вкусом", а не "барахольщики" - но и не "собиратели автомобиля из лома". У верменталов память намного превосходит человеческую, но они сильней в систематизации, а не в спонтанном запоминании "эмоциональных картинок".

Верменталы воспринимают людей как существ с очень неустойчивой психикой, склонных впадать в крайности без причины, совершать необдуманные и слабомотивированные поступки, склонных к капризам и эпатажу. Всё это их отчасти умиляет, отчасти раздражает. Их вообще привлекает эмоциональность и лабильность: самые критически настроенные из них утверждают, что верменталы - бесчувственные колоды в сравнении с людьми, хотя фактически верменталы более глубоко переживают эмоции, именно вследствие меньшей лабильности - горевать так горевать, тосковать так тосковать.

Есть мнение, что верменталы подсознательно ("по умолчанию", на инстинктивном уровне) испытывают мощные позитивные эмоции к пожилым существам - нежность, бережное отношение, готовность к восхищению (в то время как теплокровные аналогично относятся к детёнышам, и вообще к юным существам). При этом именно для пожилых, интеллектуально развитых, с богатым личным опытом особей характерна эмоциональная лабильность, тонкое реагирование на уровне второй сигнальной системы - на слова, нюансы взаимоотношений, образы, отражения и вообще искусство. И фишка в том, что верменталы неосознанно воспринимают людей как "очень старых верменталов" (подобно тому как люди воспринимают мелких пушистых животных как "детишек"). К этому добавляется, что с точки зрения верментала существо с мягкими покровами (тем более светлыми и голыми) - как бы пребывает в стадии линьки, то есть требует особой заботы и вообще крайне трогательно, тем более, если оно при этом способно к общению и интеллектуальной деятельности (примерно как чуть живой чахоточный волхв, увлечённо рассуждающий о вечном - пример Розена).

Всё это отчасти объясняет причины, по которым верменталы столько простили пентадигиталам и даже положили все силы на передачу им сокровищ своей культуры. О другом комплексе причин - ниже.

Отношение к материальной культуре

Для многих линий (рас, видов) верменталов ситуация такова: среди вида некоторое количество особей разумно, большинство - инстинктивно, и лишь небольшое число может перейти в состояние разумности, социальной жизни под влиянием разумных. Разумность либо не наследуется, либо по той или иной причине невозможно селекцией добиться устойчивого статуса. Человеком (особенно белым) такое положение дел может восприниматься трагично, но для большинства верменталов это вполне комфортно: они хорошо ладят с сородичами, заботятся о них и принимают ответную заботу, ориентируясь на способы внутривидовой коммуникации (можно сравнить такие отношения с "пасторальной" жизнью человека в окружении домашних животных, кроме аспекта свободного плодовитого скрещивания между хозяином и любимцами).

При таком образе жизни предметы материальной культуры, в том числе предметы искусства, это результат творчества разумных особей и при этом результат труда инстинктивных под разумным руководством. И для тех, и для других - это объекты, возбуждающие безусловно приятные чувства и ассоциации, далеко выходящие за грань полезности. Если иметь в виду, что жизнь разумных особей как правило длинней, чем их неразумных членов семьи, а жизнь вещей - ещё длинней, то понятно, что эти семейные реликвии очень много значат для всей разумной линии: это запечатлённые усилия тех, от кого ничего больше не осталось. Для верментала бережное отношение к неживым объектам, несущим в себе след творческого, трудового вложения, это основа морали: выбирая, что дороже - произведение искусства / исторический памятник или жизнь защитника / разрушителя - верментал без колебаний будет спасать первое ценой второго. Уникальность для верментала - важнейшее понятие, но уникальность он будет связывать не с жизнью, а с искусностью, трудозатратами, продолжительностью существования объекта. Дорогую вещь вполне нравственно спасать ценой своей жизни, а уж тем более - ценой чести, престижа, амбиций. Поэтому верменталам не казалось "слишком обидно" вручить на хранение человеческой цивилизации свои материальные ценности под видом человеческого достояния. Хотя, конечно, они были очень рады, когда появилась возможность "рассекретить и демаскировать" наследие в этом плане.

Надо также отметить, что верменталы считают обязательным подчёркивать, что им "не обидны" непонимание и враждебность невежественных представителей человеческой ойкумены. Дело в том, что между разными видами и даже популяциями насекомых существует антагонизм ("вражда муравейников"), преодолеваемый только на высокоразумном уровне. Поэтому для разумного представителя линии нет ничего шокирующего и удручающего в том, что его инстинктивные сородичи взаимно не переносят подобных инстинктивных сородичей другой - и даже дружественной - разумной линии (а также и вообще все предметы из "чужого муравейника"): естественно, что мудрые устраивают отношения, общаются, познают достижения друг друга - и с большим трудом, далеко не вдруг, приучают своих инстинктивных членов семьи к миру, к взаимной толерантности, к использованию вещей с "чужой запаховой меткой".

Приём, который верменталы почерпнули из опыта собственной "естественной истории" - "статус трофея": захваченный силой предмет (помещение и пр.) становится принадлежностью быта захватчика и как таковой усваивается без опаски. То есть надо только сделать вид, что эта вещь была в своё время отнята, похищена, отвоёвана у верменталов некими героями-людьми, и порядок! - потомки этих вымышленных захватчиков охотно признают её ценность и учатся извлекать всю заключённую в ней информацию. Можно также изобразить, что это некий мастер-пентадигитал былого сделал свой шедевр наподобие верментальского (но, разумеется, лучше!) - и объект будет "поднят на щит".

Верменталы менее чем люди склонны и способны запечатлевать и передавать конкретные события и игру эмоций, но их пленяет и побуждает к творчеству гармония форм, цветовые гаммы, фактура, а также вкусы и ароматы. Химические (вкусовые, обонятельные) и тактильные (и вообще кинестетические) элементы впечатления для многих более значимы, чем визуальные и звуковые. Упрощая, можно сказать, что их искусство с человеческой точки зрения более статично и предметно, и что оно сплошь несёт спокойный позитив. Фактически всё не так однозначно, но для человеческого восприятия "долгоживущие предметы культуры" таковы (чтобы не вдаваться в тему феромонов, в частности, запаховых меток). Верменталы это знали и могли надеяться, что большая часть их наследия будет принята более-менее адекватно - главное, исключить заведомо негативное отношение людей к "чужим вещам враждебного племени", за каковое многие стали считать верменталов с некоторого времени.

Верменталы не изготавливали книг для себя - но научились их делать на заре человеческой истории, и сдублировали в них часть информации со своих носителей. Они довольно легко освоили письменность, так как "вербальны", склонны к дискретным элементам передачи информации, хотя их аналогичные универсальные сигналы не звуковые. Орудия и инструменты, а также многообразные методики в самых разных областях - вот то, что они пытались передать людям. Как ни удивительно, верменталы практически не стремились сами рассказать о своих переживаниях, о своём строе жизни, о внутреннем мире - хотя охотно шли в этой области навстречу инициативе отдельных друзей из людей.

Верменталы любят делать рельефы, хотя могут и рисовать, и изготавливать полностью объёмные изображения. Вообще у них много значит фактура (вроде азбуки слепых). Довольно большое значение имеет создание помещений, ходов, лазов с эстетическими (не столько визуальными, сколько кинестетическими) целями. В плане визуальных впечатлений их очень занимает тема цвета, окрасок вещей и живых существ: эксперименты в этой области самые новаторские, пожалуй.

Это краткий обзор; если читатели заинтересуются чем-то конкретно - теперь у нас есть возможность выяснить дополнительно у самих верменталов или специалистов.

03 октября 08 по ЧМ / 10 октября 2012,
Шеол СуперКº

*****************************

Артигемоны, Кат, Верменталы, Существо типа человек, Общая история, Шеол

Previous post Next post
Up