Беседы задушевные и / или костоломные

Mar 16, 2015 18:37

Продолжение.
Предыдущий фрагмент разговора - вот здесь.

***************************

9 октября 08 по ЧМ, ЧТ,
около 14-20 - за 15-30 по времени Центра

Бэл: А вам не кажется, что… как бы развитие и любовь - они будут немножечко друг другу противоречить?

Ивэ: В смысле? (Бэл тяжело вздыхает)

Герман: Тут динамика очень сложная!

Бэл: Ну представим себе, скажем, маленького, но гениального ребёнка, который растёт в семье людей простых, которым… как бы это сказать… мило всё то, что их окружает, и им ничего не нужно сверх того. С какого-то момента он понимает, что существа, которые его взрастили, воспитали и по-своему любят - они ему ни разу не собеседники, ни сотоварищи, ни единомышленники, и лучшее что он может сделать - это бежать оттуда сломя голову, чтобы не разнести тот уют, который для них действительно единственный из возможных - и не приводить туда своих друзей, не рассказывать им своих идей и так далее, иначе это всё полетит ко всем чертям. Вот вам пожалуйста - развитие приходит в противоречие!

Ивэ: Так не с любовью же оно приходит в противоречие! - наоборот, он в соответствии со своей любовью к этим людям старается их…

Герман: …оградить от неприятностей, которые…

Ивэ: …которые проистекают от его образа жизни. Это нормально! - вот Голем, да… Все говорят, что Голем такой большой и такой сильный, что когда он проснётся и вылезет - он нам может пол-планеты разнести. Естественно, он потом будет очень жалеть, потому что - ну как, если б стал немножко постарше и поосторожнее - мог бы уже со всеми шутить и играть.

Бэл: Ну вот и прикиньте! - и такой ребёнок бежит в бесприютную ночь и так далее, вместо того чтобы быть таким же как его родители, с ними вместе жить и довольствоваться тем чем довольствуются они:) Вот его это развитие к чему привело!

Герман (недоумевающе): Зачем же ему нужно… зачем он должен с ними жить?

Бэл (фальшиво): Ему было бы хорошо! (пожимает плечами) От добра добра не ищут.

Герман (возмущённо): Ну как же ему было бы хорошо…

Бэл: Да хорошо б ему было!

Герман (качает головой): Не, не может быть человеку хорошо, если он не может развиваться в полную силу.

Бэл: Но субъективно ему было бы хорошо!

Герман: Да где ты такое видел?!

Ивэ: Ненене, ребята! Щас мы с вами дойдём до того, что вообще человеку лучше быть не человеком, а, там не знаю, камнем, мхом… (ухмыляется)

Герман: Давайте на конкретных примерах, ну что такое! Я, например, такого не видел. Вот чего не видел - того не видел! (помолчав) Ситуации, когда человек через хруст доказывает себе, что ему хорошо там где ему на самом деле плохо - такое я видел. А чтобы было бы хорошо… (качает головой) Хорошо может быть только там, где тебе место! Где тебе нету места - там тебе не может быть хорошо.

Бэл: Ну, у меня как бы свой специфический интерес - и если я вижу умытых девочек и мальчиков, которым хорошо с их старшими, понимаете, да - то я в душу не лезу. Поэтому я не могу сказать, что они там делают в тот момент.

Герман: А почему тогда ты считаешь, что это дети, у которых какие-то проблемы с развитием? Может, у них всё нормально!

Бэл: Я видел других, которые говорят: "да я тоже в юности хотел уйти от своих старших, из родного дома, мне это всё не нравилось - потом остепенился, поумнел, понял что к чему, понял что это у меня кровь кипела оттого, что не было у меня настоящего дела в доме - а как появились, как взял на себя дом-хозяйство, как появились собственные дети, как стало пора заботиться о стариках - так сразу хмель из крови улетучился, и очень я доволен! куда б меня могла хмельная головушка занести - а вот теперь хорошо". Понимаете, да?

Герман (кивает): И такое бывает! Всякое бывает.

Бэл: Я говорю о таких.

Герман: Но это не имеет отношения к развитию.

Бэл: Да мы не знаем, понимаешь, да! - такой человек, который говорит "в юности я тоже куда-то рвался, а потом…"

Герман: Ну мы ж его не видели, понимаешь, ну чего говорить! Разные все очень…

Бэл: В юности у человека могут быть разные задатки - он там, например, живёт на своей ферме, ему, скажем, шестнадцать лет, он умеет играть на гитаре, объезжать лошадей, запускать воздушные шары и воздушных змеев и, там не знаю, плясать чечётку. Ему, естественно, веселее запускать шары и плясать чечётку - а дома от него требуется совсем другое. Он рвётся оттуда вообще уйти - и мы не знаем: может, он ушёл бы и сделался… ну, например, конструктором воздушных змеев. Или танцором, который известен по всему краю. Но поскольку ему придётся остаться и ухаживать за коровами…

Герман: Или придётся, или не придётся!

Бэл: Ну, положим, ему приходится остаться и заниматься коровами и быками…

Герман: И мы ничего не знаем!

Бэл: …и ему уже не до того, понимаете - и не до гитары, и не до чечётки, и не до всего. Через какое-то время он во всём этом уже, собственно говоря, большого интереса и не находит - и говорит "ну и куда б я со всем этим пошёл? а тут у меня дом, хозяйство, коровушки, благодарные старшие…"

Герман: Ну вот скажи пожалуйста! - вот ты честно считаешь, что по человеку нельзя сказать, насколько он травмирован? (пауза; оба несколько секунд молчат, уставившись друг на друга) Ты это хочешь сказать? (ещё помолчали)

Бэл (после паузы; спокойно, почти безмятежно): Ну, если вот так ставить вопрос - я бы сказал, что… (вздыхает) во-первых - да, это не так-то просто…

Герман: Ну конечно, не просто! Конечно, не просто!

Бэл: Если у человека какие-то сложности - это не говорит о том, насколько он травмирован, где он травмирован и чем он травмирован…

Герман: Конечно! Конечно!.. Я просто не могу согласиться с тем, что и вообще после этого по нему ничего не видно.

Бэл: …вот - а от чего у него произошла травма, я вот так не возьмусь…

Герман: Ну дак это ж не с кондачка же!

Бэл: Мне кажется, что это… как бы это сказать… очень пристрастное суждение. Один скажет: это потому что ему не дали уйти в большой мир, он остался тут на ферме и копается как червяк - был совершенно другой человек, был намного более толковый парень! - а другой скажет: да ни фига подобного, был нормальный парень - просто ему пытались кружить голову, убеждали всё бросить и сбежать - у него немножко мозги на этом повернулись, и ничего хорошего в этом не было! По пьянке он вспоминает и говорит "да я от вас вообще уйду плясать чечётку!" - а на трезвую голову говорит "да зачем мне это надо!"

Истон (лукаво): Что у трезвого на уме - то у пьяного на языке!:)

Герман: Давайте выпьем, а?!:)

Истон: Давайте выпьем! Пускай у нас будет на языке то что на уме:)

Гепард (Бэлу): Скажи, пожалуйста… (прервал сам себя) Давайте выпьем!

Стали наливать.

Герман: А за что пьём-то?:)

Ивэ: Ну, давайте выпьем за свободу! За свободу, за выбор - чтобы каждый мог выбрать сам. Мне кажется, это самое главное. Потому что я вам и других историй расскажу - как вот так человека сорвали из родного края, фермы, там не знаю, а может наоборот - уволокли, пленив какими-то обещаниями, и он там бедный мается где-то и говорит "дурак я! - лучше б я домой пошёл, мне теперь скушно и горестно!" Может быть и такое.

Герман: Да все разные! Люди все разные, истории все разные. Остаётся только самому выбирать - а чтоб человек сам выбирал, так это самое сложное и есть!

Бэл: Да, это самое сложное и есть! Одна из сложностей - что человек очень не любит сам выбирать.

Герман: Ну, тут люди разные:)

Бэл (качает головой): Очень много людей не любят сами выбирать.

Герман: И как это, по-твоему, согласуется с вопросом о галсах? это как бы в ту же тему - или это перпендикулярно к ней?

Бэл: Я б сказал, что если уже давно идём одним галсом - то выбор чего-то другого требует большей твёрдости, вот так вот, да - большей твёрдости. А что там внутри человека при этом - всё равно будет очень большой разброс.

Герман: То-то и оно…

Бэл: Ну, я в принципе против того чтобы людей мололо жерновами - поэтому опять же я бы предпочёл, чтоб выбор осуществлялся не такой большой твёрдостью.

Герман: Ну, выбор важнее, чем твёрдость, я бы сказал!

Бэл: Ну, я говорю - на мой взгляд, чем традиция дольше, тем больше нужно твёрдости, чтоб её поменять. Поэтому в результате её меняют такие же упёртые, такие же твердокаменные. И в результате огромное количество нежных оказывается зажёвано между этими жерновами.

Герман: А ты говоришь, галсы - это хорошо!

Бэл: Галсы - это хорошо, но я считаю, что хорошо, когда они… как бы это сказать… ложатся легко, как, знаете, стежки какие-нибудь!

Герман: Так, может, не нужно никаких галсов! - пускай всюду…

Бэл: А тяжело! - растёт напряжение.

Герман: Так откуда оно будет расти, если…

Бэл: Мне кажется, от природной склонности человека тянуться во все стороны. Я думаю, что человек - он такое существо, которому всегда что-то надо. Причём надо одновременно и это, и это, и это, и это…

Герман: Ну это нормально!:)

Бэл: …и очень важно, чтоб человек сам для себя решил… даже не какое из этих "надо" самое важное - и не какое из этих "надо" самое желанное - а какое он всё-таки выберет и выбрал. А почему он выберет - это как бы… просто дай Бог ему запомнить, почему он выбрал вот так, а не иначе. Вот, пожалуй, моё единственное, кагрится, пожелание человеку, который выбирает. Чтоб выбирая - он понимал почему.

Герман (кивает): Он потом перевыбрать может…

Бэл: Ну… всё равно это будет уже другой выбор!

Герман: Да!

Бэл: Тем более полезно - если запомнил, почему - легче будет перевыбрать. (помолчав) Но я вообще-то против того, чтобы этот выбор осуществлялся костоломно. (помолчав, с хитрецой) Вот, господин Гепард хотел о чём-то меня спросить:)

Гепард: Да, я хотел тебя спросить… Ну, тебе, наверно, представляется, что Школа это цитадель, которая всегда как бы шпарит в одну сторону, и старается изо всех сил, чтобы следующее поколение по возможности повторяло предыдущее и так далее и в этом видит свою цель - то есть в том чтобы выдерживать некоторую постоянную линию. И тебе в этом смысле, наверно, ну… представляется, что с нами не о чем разговаривать, или этот разговор будет очень костоломным?:)

Бэл (после паузы): Ну… (прокашлялся) Поскольку я ещё недостаточно пьян, чтобы у меня было абсолютно всё на языке - все, ткскть, недодуманные мысли - то я скажу более осторожно. К счастью, Школа - это не единственная э… структура, которая существует. Я вообще ко всем структурам отношусь, прямо скажем, с большим подозрением. Но я вполне себе понимаю, что кроме Школы есть ещё, например, Офицерские Курсы, а вот теперь есть ещё Новая Школа, а есть ещё, там я не знаю что… девушки, которые танцуют огненные танцы, а есть ещё, например, студенты, которые учат всему по-своему… И так далее. Вот. И если, скажем, Школа тянет в свою сторону и старается создать вот эту вот традицию - чтоб она обязательно повторялась от поколения к поколению - то зато есть и другие структуры, которые делают то же самое, но в своём направлении. В этом смысле, как бы сказать… всё может быть не так уж плохо. Потому что всё-таки это структуры, а люди пускай уж между ними выбирают. Сегодня пошли к этим - а потом наши дети взяли и пошли к тем. Вот. Так что в этом смысле это не так уж страшно. В конце концов, человек, преподаватель Школы - он преподаёт и видит вещи по-своему, а его сын, например - посмотрит на него и удерёт во все лопатки делать что-то прямо противоположное. То есть в этом смысле от того, что Школа как таковая гнёт всегда свою линию и укрепляет свою традицию, да - не так уж приключается какая-то большая всеобщая беда до тех пор, пока Школа - это не единственное, что заправляет обществом. Если бы Школа была _только_, и ничего бы _кроме_ не было - то, конечно, да, я бы считал, что это просто катастрофа. Но поскольку есть ещё много кого другого - то, в общем, как бы ничего и страшного. Охота людям, так сказать, продолжать одни и те же традиции - они их продолжают. Вот. (вздохнул) Ну и потом, в общем, ну а чего - в Школе тоже традиции меняются! Школа тоже не чужда каким-то веяниям - вон из неё вышла Новая Школа, с одной стороны, всякие там дела в какие-то другие стороны… то есть она как бы так это - ветвится. (помахал рукой в воздухе) Можно пожелать э… гибкости - но в принципе… чего уж, как говорится:) Бывает дерево, бывает какой-нибудь плющ… или хвощ, или хмель:) (чуть улыбнулся, слегка развёл руками)

Антик: А почему ты тогда так избегал Школы и вообще столкновений с преподавателями?

Бэл (хмуро): А нафига мне столкновения? Какой в них смысл? (пожал плечами) Я говорю - мне не нравится, когда людей затирает. У нас с вами достаточно много… как бы это сказать… общих учеников. (замолчал, помрачнел)

Ивэ: Вот я например:) или Доменик!

Бэл (махнул рукой): Да вы уже взрослые!

Герман: Так и все, поди, уже взрослые:)

Бэл: Да… все разные. Не все ещё взрослые:) (помолчав) Я вот ей-Богу не вижу никакого смысла что-то доказывать с пеной у рта там, пытаться пробить своими аргументами лобовую броню противника или что-нибудь ещё такое. Шеол сказал, что тут намечается довольно-таки задушевный разговор и… (вздохнул) в принципе… тут интересно, что _я_ по всему этому поводу думаю - и я пришёл. Кроме того, мне очень интересно услышать, что вы по всему этому поводу думаете:)

Герман (малость нервно улыбаясь): Во всяком случае вроде как, по-моему, тут никто это… никого прошибить не пытается - не знаю? :) (хихикает) может, я уже перестал понимать, что как называется? :)

Бэл (задумчиво): Вроде не пытается:)

Все помолчали.

Офс: Не знаю, Бартэл - а ты правда считаешь, что детям лучше уходить из родительского дома?

Бэл: А что такое "лучше"? Ну вот что такое "лучше"? Вон мы с Германом начали обсуждать - сошлись только на том, что если у человека травма - то, значит, получилось как-то не "лучше". (Герман кивает) А отчего эта травма случилась, оттого что он ушёл или оттого что он остался - мы как бы даже и не выяснили…

Герман: Разные случаи бывают - у одних так, у других так!

Бэл: Я согласен с тем что тут Ивэ сказал, да - а может быть так что человека унесло в какие-нибудь столицы, чёрт знает куда, он там сделался забиякой-офицером, пьёт-гуляет, а сам про себя льёт пьяные слёзы и говорит "как хорошо мне было в родительском доме, да как там было всё прекрасно! зачем я только его покинул!"

Герман: Ну, это тоже может быть, конечно, абсолютно не всерьёз! Люди разные все…

Бэл (раздражённо): Да, это может быть не всерьёз!

Герман (задумчиво): Не, тут, мне кажется… действительно вопрос… в том и состоит что… (вздыхает) что, собственно говоря, человеку нужно, чтобы он научился делать собственный выбор. И что можно для него сделать, будучи… условно говоря, его близким - например, его значимым старшим. Что-то, наверно, можно. Вряд ли уж совсем ничего нельзя.

Бэл: Ну так вот я пришёл к одному-единственному выводу по жизни - максимально не мешать. В том числе не устраивать… понимаете, драк.

Герман: Драк - в смысле между старшими и младшими?

Бэл: Между старшими по поводу их младших.

Герман: Ну, ты имеешь в виду, что не пытаться, там не знаю, как-то воздействовать на взрослых, которые, по-твоему, неправильно воспитывают своего ребёнка - или, ну… что-то другое ты имеешь в виду?

Бэл (помолчав): Я считаю, что это должно быть очень отдельно. Не нравится тебе взрослые, которые, например, неправильно воспитывают своего ребёнка или, там не знаю, рубят красивые деревья, или плюют в речку, или, не знаю что, как-нибудь ещё себя ведут - можешь пойти и выяснить с ними отношения. Постарайся в это дело не вмешивать ни деревья, ни речку, ни ребёнка, ни членов их семьи - никого! Это _тебе_ не нравится, как они себя ведут. А им, может быть, не нравится, как ты себя ведёшь. И самое последнее дело при этом друг друга шантажировать тем что - понимаете, да? - "ты меня разозлил, я сейчас пойду все деревья срублю!" / "вот мы с тобой подрались, в результате в эту речку попало больше грязи, чем я один сюда наплевал!" Если тебе хочется общаться с этим ребёнком - ты с ним общаешься. На мой взгляд, если его что-то не устраивает… (тяжело вздыхает) то он должен для себя это определить сам. (замолчал)

Герман: …а не?

Бэл: А не то что ты придёшь, разобьёшь морду старшему, который его обижает, возьмёшь его за руку и уведёшь. Если ты хочешь разбить старшему морду - то уже откажись заранее от мысли уводить его ребёнка. Ну или тогда просто придётся его застрелить, к примеру. (пожав плечами) Раньше этот номер проходил - теперь уже не проходит:)

Истон: Здрасссте! Ты хочешь сказать, что… лучше застрелить старшего, чем разбить ему морду, если хочешь увести его ребёнка?!

Бэл (медленно подняв на него глаза): Да. Хочу.

(Истон замолчал - видимо, вспомнив, что обещал не бушевать:))

Герман (Бэлу): И… в каком аспекте? какие моменты ты тут видишь? Чего тут "да", чего "не"?

Бэл (после долгой паузы): Я считаю, что нестОящее дело… вовлекать ребёнка в перманентный конфликт.

Герман (вздыхает): Это понятно, да…

Бэл: Ну, я, может, выразился как бы резко, да - но я имел в виду фигурально. Ну, может быть, ты можешь вовсе забрать этого ребёнка - взять его себе в конце концов, и всё. Исключить этого предыдущего старшего из его жизни. Как говорится, дело хозяйское. Я не уверен, что это хорошо - но тут, кагрится, каждый решает сам. А вот впутывать его в свои отношения с этим старшим…

Герман: Это понятно, да…

Бэл: Это хуже всего.

Герман: Это понятно.

Бэл: На мой взгляд.

Все задумались, помолчали.

Гепард: Да! Это всё очень пререкаемо, конечно - но интересно. Как оно тут лучше - это, наверно, всё-таки зависит от конкретной ситуации. (задумался, помолчал) Мне кажется, если старшие умеют выяснять отношения цивильно - то младшим не так уж вредно смотреть на то как они это делают.

Герман: Я думаю, тут до определённой какой-то степени - это с одной стороны, и с другой стороны - ну вот именно насколько они могут оградить ребёнка от своих отношений. Вот если он может просто смотреть со стороны - то это одно дело. А если это смотрение со стороны в любом случае травматично - то это как бы всё-таки совсем другое дело.

Все задумались, помолчали.

Бэл (после паузы, решительно): Я ещё одну вещь хочу сказать - понимаете, вот это самое "ребёнку, ребёнку" - понимаете, да - это ещё одна из вещей, которые мне очень не нравятся, честно говоря.

Герман (осторожно): И в каком аспекте?

Бэл (тяжело вздохнув): Ну, я прошу прощения, конечно, у господ следователей, преподавателей Школы.

Антик (сделал знак рукой): Стоп! Простите, пожалуйста. Я очень извиняюсь! (почти жалобно) Ну вот - Крейст с Яузом… Щас они здесь будут!

Герман: Отлично:)

Бэл (откинулся, закинул ногу на ногу): Ого! Вот это мне уже нравится. (помолчав) А ещё кто?

Гепард: А у тебя есть идеи, кого ещё приглашать? Только если не очень много, потому что если будет большая толпа - все разобьются и разбегутся по комнатам, и мы друг друга не увидим-не услышим:)

Бэл: Ну я подумаю:) (покачал головой) Нннда. (внезапно хищно ухмыльнулся) А вы не боитесь, что мы с ними подерёмся, а?! (расхохотался несколько истерически)

Антик (махнул рукой): Да ну! :) (вышел за дверь, и Офс с ним)

Герман (успокаивающе): Думаю, что уж не подерёмся как-нибудь:)

Орс: Да не, не подерёмся! Ну, в конце концов, все взрослые - если и подерёмся, ничего страшного:) наши жёны-дети уехали, Дик и Ивэ уже взрослые дети, им можно:)

Бэл (зевнул-потянулся): Не, я всё равно против того чтоб драться! Я не люблю драки:) Ну не люблю я драки!

Герман: Ты про ребёнков объясни! - я не понял. Ты сказал, что ты вообще против ребёнков - и я не понял, в каком смысле:) (начал ржать)

Бэл (ухмыльнулся, тоже начал ржать): Ну не люблю я ребёнков!:) (видимо, вспомнил, как только что сказал "Ну не люблю я драки!")

***************************

Продолжение - в следующем посте

Современность, Школа Следователей, Распечатки звукофайлов, Ивэ, Гепард, Дети и мир, Бартэл

Previous post Next post
Up