* * *
Следующие три стиха (которые могут быть и песенками) объединены общей темой - её можно навскидку обозначить как "Хорошее в плохом". Эти произведения уже находятся на грани с просто-шуточным - так сказать, поэтапно пересекают границу между означенными сферами. Первый стих по своему настрою ещё в достаточной мере маргинален; второй, явно дающий отсылку на первый - уже вполне "общеупотребителен", это по сути дела даже скорее духовно-философская лирика, одетая в шуточную форму; третий пародирует оба первых. Подробнее скажу ниже.
* * *
Лепёшка, мясо и укроп,
И фляжка на дорогу.
Кровать, похожая на гроб -
Оно и слава Богу.
И дождь пошёл, и свет померк,
А нам пора в берлогу.
И ты, похожая на смерть -
Оно и слава Богу.
Дорога, дьявол и судьба.
Молитва не подмога.
И я, похожий на себя -
Оно и слава Богу.
* * *
Твой дом спалит лихой сосед
Полуночью глухой.
Дай Бог тебе увидеть свет -
Хотя бы и такой.
И ты поедешь в дом любой,
И там найдёшь покой.
Дай Бог тебе узнать любовь -
Хотя бы и такой.
И в землю рыхлую ступя,
Ты веру не покинь.
Бог даст тебе узнать себя <как вариант: Себя> -
Хотя бы и таким.
* * *
Твой дом спалит сосед бухой -
Ревнует, голубок! -
Дай Бог - хотя бы и такой
Тебе узнать любовь.
Поедешь в дом - а там (привет!)
Облава - на этап!
Дай Бог тебе увидеть свет -
Хоть этак, чем никак.
Не очень плачь, что жесть - не медь,
Обманщик - не мнемот.
Даст Бог, тебя увидит Смерть
И пробурчит: не мой!
* * *
Прежде всего хочу обратить читательское внимание на тот момент, о котором уже писал в подглавке про наши нравы. "Твой дом" - это дом, принадлежащий лирическому герою; "дом", в который поедешь (чтоб узнать любовь) - "весёлый дом", бордель. Здесь уже присутствует игра слов, которая в третьем стихе умножается и усиливается. "Свет", который померк (в первом стихе) и "свет" от пожара (во втором) - это таки действительно "свет", тот самый, от которого светло (во всех смыслах); "увидеть свет" третьего стиха - синоним выражения "посмотреть мир". Темы "увидеть свет" и "познать любовь" в третьем стихе презанятно перетасовываются - посылки и выводы поэтических философем меняются местами. Заметим, что этапирование арестованных в неблизкие края для Арийского Запада не характерно - автор подставляет в арийский контекст восточную практику, что обличает его знакомство с закордонными реалиями и усиливает эффект прикольности для тех, кто тоже с оными реалиями знаком (о том, что маргиналы, в отличие от честных граждан, не боялись обсуждать жизнь на Востоке, я уже говорил). Словечко "мнемот" тоже известно не всем - оно обозначает деятеля особого рода искусства, распространённого на том же Востоке (и ещё более того в Приморье). Мнемоты способны мысленно представлять подвижные картины, подобные тем, что можно видеть на киноэкране - как бы рисовать целые фильмы, для фиксации которых на Востоке и в Приморье существуют специальные приборы, куда более хитроумные, чем кино- и фотоаппаратура. Завершение третьего стиха неожиданно оптимистично - даже как-то не по-маргинальски, можно сказать! - впрочем, надеюсь, вы уже поняли, что маргиналы способны проявлять оптимизм внезапно и в совершенно не подходящих для этого ситуациях.
К оглавлению написанной части "Черты Мира"