* * *
Бандит и Смерть, или Баллада о поединке за девушку
1.
Под солнцем под угарным
Кто это мог посметь
Драться с весёлым парнем,
Которому имя - Смерть?
Женщин всегда добывали в драке,
Но не дрались со Смертью самой.
Деревья кричали бандиту Макаке:
"Мы о тебе будем плакать зимой!"
Видишь, солнце горит и пáрит,
А Макаку прошибла дрожь:
Это весёлый смуглый парень
Вытащил узкий нож.
Они кружились парой,
Потом сплелись в клубок.
И вот с улыбкой красивый парень
Острое лезвие принял в бок.
Макака вырвал нож с размаха
И поднялся на ноги, невредим.
"Будет моя!" - закричал Макака -
И захлебнулся смехом своим.
Расцвела, как маки,
В глазах бандита боль.
Видишь, у Макаки
Живот распорот вдоль!
На пальцах - красные знаки,
Ладони все в крови.
Пришёл конец Макаке
И всей его любви!
Но после того, как рёбра опали,
Но после того, как был Божий Суд -
Увидел Макака, что сгинул парень,
Увидел бандит, что женщина тут.
2.
Деляге <вариант: бандиту> как-то демон
Явился ввечеру:
Не дашь мне душу-де, мол -
Красотку заберу!
<вариант:
Моя зазноба где, мол -
Иль душу заберу!>
- Не хошь уйти с обеими? -
Клянусь бутылкой рома, -
Тогда сперва побей меня -
Не выйдет ли облома!
<вариант:
- А ты поди побей меня -
Клянусь бутылкой рома,
Тогда уйдёшь с обеими,
Да не было б облома!>
На силу сила пёрла
Часок в ночной тиши,
Но вот пора и горло
Смочить от всей души.
Не мелкая посудинка,
Вода не из колодца.
- Под выпивку обсудим-ка,
Как дальше нам бороться!
Давай с тобой сыграем
Всерьёз, как два врага:
Рискнуть готов я раем,
Ты ж на кон ставь рога;
А выйдет разудалая
Игра, и ставки - в рост,
Поставлю на кон кралю я,
А ты поставишь хвост.
Бурдюк приговорили,
Смурны уже с лица;
Ребята оба - в силе,
И нет игре конца:
- К чертям все кости с картами -
Игры что ли другой нет?
Айда с тобою к старту мы -
И кто кого обгонит!
Все силы промотали
Уже часу в шестом:
То в цель ножи метали,
То прыгали с шестом.
- К чертям все эти гадости
С душком цивильной фальши!
Мы лучше потягаемся,
Кто может плюнуть <варианты: ..... > дальше!
Для бодрости хлебнули
Анисовой со льдом,
А девушку спихнули
В один почтенный дом:
- На чёрта ль третьи лишние,
И ад, и Бог в сединах,
Когда тут счёты личные,
Смертельный поединок?!
* * *
Невооружённым глазом заметно, что в бижанрике "Баллада о поединке за девушку" присутствует, если можно так выразиться, двойная двойственность. С одной стороны, это необходимый контраст между трагизмом первой части и комизмом второй, с другой - ситуативно-сюжетная "вилка", которая содержится исключительно во второй части. Кем всё-таки является герой - делягой или бандитом? Противоположные это вещи или сходные, совместимые или несовместимые? Каковы отношения между героем и демоном, имеют они предысторию или нет? Каково значение девушки для обоих персонажей? Все эти моменты могут трактоваться несколько по-разному, в зависимости от желания исполнителей и слушателей песни. Благодаря тому, что здесь совмещается веер "альтернативных" сюжетных штрихов, общая картина обретает житейскую убедительность и объёмность, чем устойчиво привлекает внимание публики.
Совершенно очевидно, что герой песни - маргинал, один из тех самых маргиналов, которые странствуют по западным просторам, оказываясь где угодно в каком угодно статусе. Можно именовать его "бандитом", можно "делягой"; наиболее вероятно, что по основному роду занятий этот парень - контрабандист, то есть человек, сочетающий качества "победителя в биатлоне" с практической хваткой и политесностью, способностью выводить любой разговор на свой интерес, что называется "убалтывать".
Разночтения в требованиях демона тоже служат созданию "объёма", внутри которого данная встреча рисуется как один из эпизодов длительных отношений персонажей. По одной версии - демон прежде всего хочет забрать душу, а уж потом, в качестве шантажа, посягает на девушку. По другой - наоборот: демон явился за своей, как он считает, девушкой, а в случае помех со стороны её галанта грозит воспользоваться собственным "служебным положением отъятеля душ". В любом случае просматривается некая предыстория, и это несомненно приносит слушателям и исполнителям особое удовольствие, побуждая их к толкованиям и развитию темы: "Небось, парни-то уже не в первый раз встречаются! - наверняка этот деляга чёрта как-то охмурил и душой как обещал не уплатил, и теперь демон пришёл как за своим - да уже заранее опасается, что бандит сейчас опять начнёт выкручиваться, вот и предупреждает - спорить, мол, не буду с тобой, просто конфискую твою кралю! - Нет, а может, эта красотка сама первая морочит чёрта: меня, мол, этот деляга завязал - не уйти, а я-то с тобой бы хоть щас охотно, так что ты с него спрашивай, не с меня! он такой, что ой-ой-ой! - Ага, а он-то её отправил куда подальше, когда пошли весёлые дела! - Ну да, небось туда же и отправил, откуда она взялась! пусть там пересидит под крылышком у тётки - подальше от беды…"
Кстати говоря, присловье "А девочку спихнули в один почтенный дом" имеет повсеместное хождение практически независимо от песни. Это выражение означает необходимость по возможности безобидным способом "убрать со сцены" лицо, которому, по мнению прочих участников ситуации, делать тут нечего. В реальной жизни здесь может подразумеваться не обязательно женщина - так скажут о любом "лишнем", которого хотят не устранить, а просто "задвинуть за угол". В песне же подчёркивается другой момент, о котором я уже говорил: отношения между мужчинами на Арийском Западе несравненно более значимы, чем отношения между мужчинами и женщинами. Дело мужчин - заниматься поединком друг с другом, дело женщины - сидеть с другими женщинами в доме и ждать, когда мужчины вместе придут туда расслабляться после поединка! - вот недвусмысленно выраженная мораль второй части. Это создаёт очередное противопоставление по отношению к первой части: ведь кульминация первой части состоит в том, что герой воссоединяется с подругой, а его супротивник-Смерть исчезает. С точки зрения нашей традиционной морали, такая ситуация заведомо неправильна, и в этом смысле вторая часть служит своего рода средством "выправления перекоса".
Теперь о личном. Если "Баллада о Зелёном Человеке" напоминает мне о первом браке, то "Баллада о поединке за девушку" воскрешает в моей памяти историю первой любви. У меня реально были серьёзные вражеские отношения с одним суровым бандитом и одновременно любовные отношения с его девушкой; это реально был довольно изнурительный и изрядно затянувшийся конфликт; потом я реально - как Смерть в первой части - сгинул с экрана, уступив подругу тому, кто имел на неё больше прав; в итоге мы с ним реально - как герои второй части - плечом к плечу ушли заниматься захватывающими мужскими делами на далёкий Восток, а девушка осталась растить детей (его детей, не моих, но это неважно - они могли бы быть и моими!) в компании других свободных женщин, своих подруг и соратниц. Она была одной из свободных женщин Северного Города, и я был её последним возлюбленным - а мой враг-друг стал её мужем. Когда-нибудь я расскажу про всё это подробнее, а сейчас перейдём к следующему стихотворному сюжету.
К оглавлению написанной части "Черты Мира"