* * *
Баллада о героической гибели бесстрашного студента от рук кровавых извергов милитаризма
Произведение, с коим я хочу вас сейчас познакомить, не вполне соответствует условиям, отличающим бижанрик от остального просто-шуточного фольклора, однако некоторые важные моменты сию грандиозную эпопею с бижанриком сближают. Мы не формалисты; на Арийском Западе и вообще принято более чтить дух, нежели букву - в данном же конкретном случае я дерзаю утверждать, что дух "Баллады о гибели студента" есть именно что дух бижанрика. Сейчас я попытаюсь подкрепить своё утверждение фактическим материалом.
Прежде всего следует отметить, что "Баллада о гибели студента" содержит не поддающееся учёту количество куплетов, сочинённых разными авторами и исполняющимися в разных ситуациях. Более того, означенная баллада подразумевает создание экспромтов - и в этом смысле является произведением поистине народным: народ катает её во рту и перебрасывает, как мячик, из одной руки в другую, наслаждаясь ненаскучивающей игрой. Конечно, таким образом дело обстояло несколько лет назад, на рубеже войны и мира - сейчас-то все общественные пертурбации, связанные с деятельностью студенчества, отошли в прошлое, и "Баллада о гибели студента" превратилась в архивно-исторический экспонат. Во всяком случае, хотелось бы надеяться, что дело обстоит именно так. Здесь мне придётся немного отвлечься от художественных материй и вновь обратиться к материям социально-политическим.
В "приблизительном наброске" я уже немного рассказывал о студенчестве - своеобразном сословии сугубо штатской интеллигенции, мировоззрение коего традиционно составляло противовес государственной военной доктрине. Я упоминал, что внутри студенческого движения развивались самые разные общественно-политические направления, да и сами студенты, каждый по отдельности, были очень разными людьми. Встречались среди студентов кристально честные и порядочные идеалисты, встречались и прожжённые демагоги-аферисты. Я понятия не имею, кто первым запустил в мир "Балладу о гибели студента" и был ли первоначальный вариант зубодробительно серьёзным или уже сразу пародийно-издевательским - но факт, что ко времени окончания войны она стала оружием в руках двух противоборствующих сторон одновременно. Это произошло на том этапе, когда демагоги и аферисты от студенчества стали науськивать "простой народ" на "кровавых милитаристов", то есть следователей и офицеров - что составляло не очень трудную задачу, так как военные действия между арийцами и неарийцами были уже закончены. Неарийская угроза реально отступила, и многие из "профессиональных военных" оказались как бы не у дел, что привело их в смятение и лишило возможности защищаться от множества нелепейших обвинений. Позже я непременно расскажу про этот период подробнее, а сейчас отмечу лишь то, что касается "Баллады о гибели студента" прямо и непосредственно.
Так вот, в указанный период рассматриваемая баллада имела исключительно бурное хождение одновременно в обеих ипостасях - и в высоко-патетической, и в уничижительно-пародийной. Теоретически "серьёзный" вариант был оружием студенческих интриганов, а "шутовской" - оружием их оппонентов; реально всё было сложнее. Нередко одни и те же лица цитировали то патетические, то шутовские куплеты баллады - всё-таки наши соотечественники обладают достаточным количеством самоиронии и вообще склонны посматривать на себя со стороны. Разнообразные вариации "Баллады о гибели студента" демонстрируют полный спектр отношения населения к противопоставлению студенчества и военных: от некритического приятия этого противопоставления ("да, студенты - хорошие, офицеры и следователи - плохие!") до полного отрицания оного ("всё это враки - "хороших" никаких нет, все одинаково хороши в кавычках!") Можно сказать, что нескончаемая вереница куплетов баллады являла собою растянувшийся во времени и пространстве бижанрик - тысячеликий, витающий над страной подобно некоему духу самоиронии, скепсиса и критицизма.
Сюжет "Баллады о гибели студента" предельно прост - собственно говоря, никакого сюжета (то есть развития событий) там нет: все куплеты на разные лады живописуют гнусную расправу, которую кровавые милитаристы тайно учинили над неким студенческим деятелем - бесстрашным обличителем их преступлений. Следует отметить, что в общественном сознании описываемый герой однозначно ассоциировался с небезызвестным студенческим лидером, который и был главным вдохновителем кампании против военных. Прелесть ситуации состояла в том, что указанный лидер отнюдь не претерпевал со стороны "милитаристов" никаких особых гонений, хотя с большим усердием на это напрашивался. В этом смысле содержание баллады можно было со спокойной совестью расценивать как сладострастные мечтания политического авантюриста - что, с моей точки зрения, подчёркивает сходство с классическим бижанриком: двойственность реальности и вымысла усиливает двойственность, противоречивость эмоциональной оценки.
Разумеется, я не буду даже и пытаться приводить здесь сколько-нибудь значимое количество куплетов - процитирую буквально горсточку, расположив их таким образом, чтобы от начала к концу этого ряда трагизм снижался, а пародийность усиливалась.
* * *
Они с него сорвали платье
И потрепали по плечу.
"Ну что ж! - сказали. - Счёт к оплате!"
Он усмехнулся: "Я плачỷ!"
Да, говорить "Счета к оплате!"
Вполне пристало палачу!
* * *
Они ему разбили губы,
Ударили коленом в пах -
Тогда, как ангельские трубы,
Кровь загремела на губах.
О да, убийцам это любо,
Когда цвет крови на зубах!
* * *
Они дела свои вершили
И тайный праздновали пир,
И елей дикие вершины
О том оповестили мир -
Когда колёса их машины
Умчались в сумрачный эфир…
* * *
Они ему вспороли брюхо -
И вместе плюнули туда.
Они ему проткнули ухо -
И накрутили провода.
И он тогда лишился слуха,
И закричал им: "Господа!.."
* * *
Они ему сжевали брюки,
Не внемля голосу стыда
И, вопреки азам науки,
Не пожалев его задá.
И разбежались, как паỷки,
Дурные злые уродá.
* * *
Он наплевал им на ботинки,
Они ему - на сапоги,
Что заблестели, как картинки,
Хоть были и не с той ноги.
Тогда сбежалися кретинки,
Тяжёлые, как утюги…
* * *
Последний куплет содержит намёк на многочисленных обожательниц вышеуказанного лидера, которые при каждом удобном случае окружали импозантного оратора восторженно беснующейся толпой. Предыдущие куплеты любопытны помимо прочего тем, что демонстрируют классический приём шуточного фольклора - изображают то, чего в нормальной ситуации происходить не может. Я уже упоминал, что зона гениталий при любом раскладе является неприкосновенной; то же самое относится и к брюху, и к уху. Ну то есть, случайность-то какая-нибудь может и с ухом приключиться - вспомним охранника Ханса с его "Ухо ищу!" - но протыкание уха является, конечно, запредельной гиперболой.
Осталось добавить к исследованию последний штрих. Я уже говорил, что от обычной пародии бижанрик отличается тем, что стихотворный размер "серьёзной" части не соответствует стихотворному размеру части "шутовской". В "Балладе о гибели студента" это условие не соблюдается - именно потому, что в ней нет фиксированного противопоставления первой и второй частей, контраст патетики и сатиры присутствует в гигантском теле сего творения диффузно. Тем не менее, существует одно занятное произведение - "Ничего себе, или Размышления узника" - которое можно присовокупить к "Балладе о гибели студента" в качестве искомого элемента с другим размером. Особая прелесть оного стихотворения состоит в том, что оно натурально принадлежит перу того самого студенческого лидера, о котором говорилось выше. Указанный труженик на политической ниве написал его несколько месяцев спустя самых бурных событий, уже в неприкрыто самопародийном ключе. Я привожу здесь сей опус не только для того, чтобы бижанрик "Баллада о гибели студента" был представлен во всей полноте - но и для того, чтобы в очередной раз продемонстрировать бескорыстную и беззаветную любовь к юмору, неистребимо присутствующую в ментальности наших соотечественников.
* * *
Ничего себе, или Размышления узника
Я сижу в холодном, мрачном подземелье.
Ничего себе выходит новоселье
Для того кто послан новою звездой
Все народы мира вести за собой!
У меня на столике миска жестяная,
А какая в ней бурда, даже и не знаю.
Ничего себе питанье и сосуд
Для того кто послан вершить над миром суд!
Очи мои гаснут, руки мои слабы.
А ко мне всё ходят ох и гадкие же бабы!
Ничего себе херувимы-серафимы
Для того кто умирает жаждой правды весь палимый…
* * *
Ну и наконец два слова о личном. Указание на тюремное заключение в "Размышлениях узника" не высосано из пальца - в отличие от сюжета "Баллады о гибели студента", историческая правда тут имеется. Дело в том, что в результате всей "антимилитаристской" кампании, о которой говорилось выше, разгорелся большой общественно-политический скандал, который вылился в знаменитый судебный процесс - тот самый, когда была установлена Черта Мира. По ходу этого процесса несколько человек, которые считались наиболее опасными подстрекателями и ниспровергателями, были арестованы и послужили своего рода образцами для открытого всенародного обсуждения на тему, что теперь считать за хорошее, а что - за плохое. В числе этих нескольких общеизвестных маргиналов оказался и я, ну и означенный студенческий лидер тоже туда угодил. Достоверно могу утверждать, что подземелье и бурда в миске являются плодом художественного вымысла - всё было очень и очень цивильно - а вот насчёт посетителей и посетительниц оно конечно да, авторская гипербола не слишком велика. Прямо скажем, к ребятам из нашей компании захаживали в гости более симпатичные существа, чем к нему.
Впрочем, это я уже совсем плотно перехожу к рассказу об исторических событиях, притом забегаю далеко вперёд, а лучше бы делать всё по порядку. Так что отложим покамест изучение литературно-художественных произведений в сторону, мы ещё не раз успеем к этому приятственному занятию вернуться - и предадимся воспоминаниям о тех самых годах, которые располагаются вокруг уже неоднократно упомянутой здесь Черты Мира; иначе говоря - о моих первых годах жизни здесь, на земле моего второго рождения.
К оглавлению написанной части "Черты Мира"