Сегодня утром поступила информация что со дня на день начнут снос домов завода Бари, на ст. метро "Автозаводская", ул. Ленинская слобода 19. Уже привезли контейнер и активно распиливают гаражи окружающие дома. Сегодня вечером или завтра утром должны пригнать технику... Сейчас выезжаю на место. Представляю историческую информацию об этом комплексе.
Перед нами инженер Александр Вениаминович Бари, один из самых интересных людей своего времени, близкий друг Шухова и Толстого, Менделеева и Жуковского, Худякова и Чаплыгина, Р.Я. Клейна, Ф.О. Шехтеля и И.И. Рерберга...
По воспоминаниям семьи Бари, их род вышел из Франции и поселился в России. Вениамин Матвеевич Бари родился в 1817 году в Литве, получил образование в Германии, преподавал иностранные языки (он знал около 12 языков). Он был либерально настроенным человеком, был лично знаком с К. Марксом и состоял с ним в длительной переписке (она была уничтожена, когда семья возвращалась в Россию). В 1862 году из-за политических преследований Вениамин Матвеевич вместе с женой Генриеттой Сергеевной и детьми покинул Россию и переехал в Цюрих, а в 1865 году - в США.
Александр Вениаминович, основатель известной строительной конторы, был вторым сыном в семье. Он родился 6 мая 1847 года, получил образование в Цюрихе. Не имея денег на дорогу, он устроился помощником механика на пароход и отправился к семье в США. Там он принял американское гражданство и устроился на работу помощником инженера на одном из мостостроительных заводов в Детройте.
Позже Александра Вениаминовича пригласили в техническую контору Филадельфии на должность инженера. Здесь он встретил свою будущую жену Зинаиду Яковлевну фон Грюнберг.
Александр Вениаминович и Зинаида Яковлевна Бари
В 1875-1876 гг. он принимает участие в конкурсе по устройству павильонов Всемирной выставки в Филадельфии, посвященной 100-летию независимости Североамериканских Соединенных Штатов, где получает Гран-При и Золотую медаль.
Павильон построенный Бари и ныне стоит в Филадельфии. Здесь он встречает делегацию из России, в состав которой входил В.Г. Шухов (1853-1939). Эта встреча заложила начало их будущей совместной творческой деятельности в России на 35 лет.
В.Г. Шухов и А.В. Бари
В 1877 году Александр Вениаминович со своей семьей перебирается в Петербург, а затем в Москву, оставаясь гражданином США. В 1880 году он основывает фирму "Строительная контора инженера А.В. Бари", куда на должность главного инженера и технического директора был приглашен В.Г. Шухов. Отныне Владимиру Григорьевичу были предоставлены условия для свободы творчества, а его изобретения находились под защитой фирмы, от реализации же своих изобретений через фирму Шухов получал проценты. Строительная контора оказывала любые технические услуги от составления проекта до его воплощения в реальный объект, вскоре она приобрела известность в Российской империи и за ее пределами.
Вероятно, около 1893 году инженер и "временный московский купец" А.В. Бари близ Симонова монастыря (в 5 стане Московского уезда, Нагатинской волости), напротив живописной дачи Селивановской, стал возводить кузнечно-котельный и меднолитейный механический завод. Под завод была взята в аренду земля в размере 3 десятин из "Тюфелевой дачи" гвардии корнета Павла Павловича фон-Дервиза.
П.П. фон Дервиз с племянникомМиллионер П.П. фон-Дервиз (человек незаурядный и интересной судьбы) был сыном железнодорожного магната Павла Григорьевича. В то время ему было всего 23 года. Молодой человек, хотя и состоял на военной службе, но она его никогда не привлекала. Он увлекался музыкой, разведением лошадей и до конца жизни работал учителем математики. В 1890-х годах Дервиз увлекся развитием промышленности. 7 сентября 1892 году он купил "Тюфелеву дачу" у действительного тайного советника Василия Андреевича Дашкова (вероятно, основатетя этнографического музея в Москве), а 12 ноября того же года земельный участок, ранее выделенный из дачи Дашкова, у Василия Ивановича Солдатенкова (племянника Козьмы Терентьевича), который ранее держал там кирпичный завод. Земля была куплена Дервизом с тем, чтобы ее затем сдавать в аренду под строительство заводов и товарных складов. Местность эта, по его мнению, была удобна для основания здесь промышленного предместья большого города. Для удобства производства им была проложена Лизинская железнодоржная ветка. Со временем Дервиз планировал провести водопровод, нефтепровод к заводам и освещение всей местности. Вероятно, сам Дервиз предложил Бари основать здесь завод. Позже, когда коммерческие дела Павла Павловича расстроились, земля была продана 5 августа 1900 г. Бари.
В феврале 1894 года А.В. Бари обратился в Московское Губернское Правление с просьбой выдать ему "на производство работ установленное разрешительное свидетельство". Оформлением документов занимался инженер Николай Костальский. Завод строился, чтобы производить стальные котлы, железные резервуары и другие клепаные предметы, а также производить медную отливку и механическую обработку принадлежностей к ним. К февралю 1894 году был выстроен главный корпус завода: одноэтажное каменное здание, крытое железом, состоящее из двух круглых корпусов, каждый диаметром 21 сажень, и корпуса посередине (отмечалось, что "здание новое, и в некоторых местах недостроено"). Механический завод приводился в действие паровой машиной, для которой пар создавался двумя котлами системы Шухова. Отопление производилось нефтяными остатками, которые поступали из находящихся рядом складов Восточного Общества.
Предусматривалось до 300 человек рабочих, живущих на наемных квартирах. Врачебной помощью рабочие пользовались в городской лечебнице по имеющимся у них больничным контрамаркам. На заводе была выстроена амбулатория, где каждый день находился фельдшер (жил при заводе), два раза в неделю приезжал врач Левенталь. Выходным днем, наряду с другими праздниками, считался Никола Зимний (кузнец, это был профессиональный праздник рабочих-металлистов). Первоначально не был предусмотрен бесплатный обед для рабочих, но уже в 1895 году отмечалось, что владелец устроил обширную столовую, где за счет владельца сверх заработной платы дается рабочим обед, состоящий из двух горячих блюд: щей и каши с хлебом. Строительные работы были окончены, в основном, в июне 1894 года. Открыть завод в то время было, как видно из документов, не таким простым делом. Целый год в Симонову слободу приезжали разные чиновники (исправники, санитарные врачи) и проверяли нормативы. Завод официально был открыт лишь в марте 1895 года.
На 16-й Всероссийской художественной и промышленной выставке, организованной летом 1896 года в Нижнем Новгороде, фирмой Бари были представлены экспонаты, выполненные на заводе в Симоновой слободе: паровой котел, павильоны с покрытием сетчатой конструкции и водонапорная башня высотой 32 метра. Эта башня стала родоначальницей целого ряда подобных сооружений в последующие годы. Это была первая в мире правильно теоретически рассчитанная гиберболоидная башня. Благодаря проектам Шухова и отличному исполнению экспонатов фирме Бари была присуждена высшая награда - право изобразить на своих проспектах и бланках Государственный герб России. В 1900 году уже на другой выставке в Париже Шухов был удостоен Почетного диплома и Большой Золотой медали. С тех пор изображение обеих наград неизменно присутствовало на бланках фирмы Бари.
"Строительная контора инженера Бари" принимала участие в реконструкции Мытищинского водопровода, в строительстве Мытищинского вагоностроительного завода, музея изящных искусств имени Александра III, типографии И.Д. Сытина, Московского почтамта и многих других зданий. За 35 лет работы в России было построено по проектам фирмы 3240 различных резервуаров для нефти и нефтепродуктов, более 20 комплексов зерновых элеваторов, свыше 4 000 водотрубных паровых котлов, свыше 415 железнодорожных мостов, 150 гиперболоидных сетчатых башен.
С 1893 года старая Симонова слобода стала превращаться из тихой окраины, состоящей всего из 20-ти с небольшим домов, в крупный рабочий поселок. Население слободы увеличилось к 1902 году почти в пять раз и называться она стала по-новому - Симоновка. Здесь преобладали двухэтажные деревянные дома. Улицы были немощеными, в дождь образовывалась непролазная грязь. Фонарей не было. Хотя Симоновка относилась к городу, она была похоже больше на оторванный от Москвы загородный поселок, с невысокими домами, с палисадниками и огородами. (Да и Москва, по существу начиналась далеко - у Спасской заставы.) Центром слободы была Сергиевская площадь, на которой находились лавки, трактиры и чайные, а приходской церковью - храм Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове. В этой церкви хранилась памятная хоругвь, сделанная мастерами и рабочими завода Бари в 1896 году в память о коронации Николая II. Сообщения с центром и Спасской заставой города не было. Лишь по Москве-реке ходили пароходики от завода Бари до Москворецкого моста с остановками у Новоспасского, Краснохолмского, Устинского мостов. Служащие "Динамо" и Бари подвозились линейкой. Это был экипаж с упряжкой двух лошадей, между первой и второй парой колес были две долевые лавочки из расчета на четырех человек с каждой стороны. Над лавочками была крыша от дождя, а колени закрывались клеенкой. Но из-за плохого шоссе и колес на железных ободах ездить на линейках было неудобно и даже опасно. Зимой использовались шестиместные сани. В выходные и праздничные дни жители слободы ходили гулять в Тюфелеву рощу, зимой дети катались на коньках на Лизином пруду, на лыжах по склонам Москвы-реки. Бывали в Симоновке и настоящие сражения (популярные в прошлом стенка на стенку). Дрались обычно рабочие Симоновки с кожуховскими крестьянами. Один раз, деревянный забор, который огораживал территорию товарных складов, был весь разобран воюющими. Драка приобрела такой размах, что ее пришлось разгонять полицией, а раненых увозить в больницу.
Рабочие завода Бари.
По воспоминаниям жителей слободы, на заводе Бари был гудок, который оповещал о начале рабочего дня. Работали на котельном заводе, в основном, выходцы из города Гороховца Владимирской губернии (как отзвук участия завода Бари в Парижской выставке, в Гороховце до недавнего времени даже ходила легенда, что его жители строили Эйфелеву башню). Их работа состояла в склепке изделий: пробивали отверстия в листах, грели на горнах заклепки и склепывали листы. Завод издавал с утра до вечера сильный грохот, а самих рабочих называли "глухарями", и они действительно плохо слышали. Бариевцы обычно брали верх в рабочих столкновениях "стенка на стенку" по праздникам, так как запасались заклепкой с дюймовой головкой, и, зажав ее в кулак, наносили более сильные удары.
А вот как описывает порядки у А.В. Бари журналист Б.Б. Глинский, которому в 1896 году "удалось побывать на заводе, где был введен совершено новый строй рабочей жизни". По его описанию, рабочий день на заводе измерялся 10 часами (на других предприятиях в то время был 11- и 12-часовой рабочий день), а зарплата была выше, чем на других заводах, на 10 процентов. Система наказания штрафами была изгнана. Рабочий получал в день от завода по 6 кусков сахара и 2 раза - чай, без ограничения порции, а также обед, состоящий из двух блюд: 1-е - суп с мясом, 2-е - каша с салом, и хлеба, сколько угодно (по воспоминаниям дочери Бари Евгении, она "не ела лучших щей и второго, чем то, что давалось рабочим" на заводе, где ее отец держал подсобное хозяйство). Рабочие обедали в деревянном бараке, разделенные на десятки во главе с десятским, который при желании мог взять им добавки. Это, по мнению Бари, способствовало повышению производительности труда (по воспоминаниям дочери Бари Лидии, в обед свободно выставлялась даже водка в графинах: хочешь выпить 50-100 грамм - не возбраняется, если знаешь меру). При заводе имелась сберегательная касса, где на счету некоторых старых рабочих хранился изрядный капитал. Заболевшие сохраняли заработную плату первую неделю полностью, вторую - половину. Потерявшие кормильца вдовы получали пенсию в количестве половины заработной платы мужей пожизненно. По мнению А.В. Бари, основным злом русской промышленности являлось отсутствие русских образованных специалистов, управляющих и мастеровых.
семья Бари Семья Александра Вениаминовича общалась с образованнейшими людьми того времени. В их доме всегда были желанными гостями ученые: Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, П.К. Худяков, С.А. Чаплыгин, архитекторы Р.Я. Клейн, Ф.О. Шейхтель, И.И. Рерберг. По своим убеждениям А.В. Бари был толстовцем. Его знакомство с Л.Н. Толстым состоялось около 1898 года. А.В. Бари, имея американское гражданство, помог гонимой в то время в России общине духоборов выехать в Канаду. По воспоминаниям Евгении Бари, у Л.Н. Толстого "были знакомые из рабочих завода. Лев Николаевич хотел посмотреть на заводчика, у которого рабочие участвуют в прибылях. Он ездил на завод, разговаривал с рабочими и Александром Вениаминовичем. Приглашал приехать к нему в Ясную Поляну". Поездка в Ясную Поляну не состоялась, но А.В. Бари с дочерью Анной посетили писателя в Хамовниках
Семья инженера была знакома и с представителями литературной среды. Его дочь Ольга Александровна состояла в переписке с историком культуры М.О. Гершензоном, Евгения Александровна была знакома с Андреем Белым.
Вид на завод Бари от будущего ЗИЛаК началу 1901 года (или ранее) при заводе Бари и на его средства были открыты вечерние общеобразовательные курсы для рабочих, занятия проводились в столовой. Преподавателями в школе были мастера завода Бари, инженеры, чертежники, сами дочери Бари. При школе была библиотека. По воскресеньям в столовой устраивали чтения с теневыми картинками. На курсы, по воспоминаниям, ходили рабочие и с других заводов. Так, в 1902-1903 году туда записался большевик Михаил Степанович Николаев с завода "Динамо" и организовал из рабочих Бари и "Динамо" первый в Симоновском районе социал-демократический кружок.
Дочери Бари были попечителями местных земских училищ. С 1898 по 1904 год Кожуховское земское училище опекала Анна Александровна, а с 1905 по 1910 год - Евгения Александровна (по мужу Нерсесова). В 1902 году в школе училось 72 мальчика и 58 девочек. Там преподавали учителя: диакон церкви в Симоновой слободе С.А. Румянцев, В.В. Знаменская, М.И. Коровкина, М.И. Банисова. В школе была библиотека около 350 книг, по воскресеньям ученики ходили на завод Бари слушать лекции. От попечителя была квартира для двух учительниц. Попечительницей Симоновского земского училища с 1911 по 1916 год была Мария Александровна Бари. Оно располагалось в доме Зайцева около Лизина пруда. В 1911 году там училось 56 мальчиков и 79 девочек.
Ученики и преподаватели школы при заводе Бари.Анна Александровна Бари (1876-1948) окончила гимназию. Она, по воспоминаниям родных, более всего походила на отца - предприимчивого и общительного. Именно по ее инициативе была открыта школа при заводе (в официальной истории завода "Динамо" однако написано, что школа была открыта по инициативе "либеральной интеллигенции" и народницы Елены Александровны Кораблевой). Создавая школу, ей пришлось преодолеть много трудностей и препятствий со стороны чиновников. Но она с энтузиазмом взялась за дело и школа была открыта. 2 января 1901 года Анна Александровна писала своему будущему мужу, приват-доценту Московского университета Александру Филипповичу Самойлову: "Вот еще просьба: не можете ли вы взять из библиотеки ... на несколько дней Островского "Свои люди сочтемся". Мы собираемся это читать на заводе и нужно много экземпляров". Однако изменения в семейной жизни отвлекали ее от любимого занятия. Летом 1902 года семья Бари жила на даче в Царицыно, там 12 июля у супругов Самойловых родились близнецы Лев и Александр, которых крестили в местной церкви Живоносного источника 25 июля (восприемники Яков Филиппович Самойлов, православного вероисповедания, Ольга и Евгения Бари, лютеранского вероисповедания). К тому же ее мужа перевели в Казань, и она была вынуждена последовать за ним. В 1904 году Анна Александровна сдала дела по школе при заводе и Кожуховскому училищу своей сестре Евгении. Однако последняя не обладала организаторскими способрностями. Анна Александровна писала 8 июня 1904 года: "Еду сейчас к фабричному инспектору с Женей по делам школы, она все еще трусит всяких официальных лиц", и 2 сентября того же года: " Я вечером ездила на завод на молебен в школу. Странно мне было как-то, что начатое мною дело, в которое столько заботы пошло, теперь совсем не мое, что тут нет мне места. Утешаюсь тем, что в Казани найду новое в той же области " (по воспоминаниям родных, в Казани ею были открыты детский сад, школа и гимназия). Евгения Александровна Бари (1881-1967) окончила Высшие женские курсы. Она была человеком глубоко религиозным, изучала историю религии. Ее муж, Александр Нерсесович Нерсесов, как и она сама, преподавал в школе для взрослых. Евгения Александровна увлекалась Толстым. По ее словам, она "читала запрещенные статьи Толстого, перевозила их на себе тайно через границу, читала с ... приятельницей - учительницей Еленой Александровной" (не Кораблева ли это, народоволка из Симоновой слободы). Она мечтала о бедности для себя, не хотела носить дорогих платьев. Евгения Александровна вспоминала: "Бывало, еду я в Симоново на работу, трясусь в линейке вместе с рабочими и монахами. А навстречу едет в шикарном экипаже директор завода Гаврилов. Я закрываюсь фартуком, чтобы не залепило грязью. Но он узнавал меня и конфузился, потом жаловался отцу и даже сердился. А я была преисполнена гордостью, что еду с простым народом". К сожалению не ясно, как долго существовала школа. По воспоминаниям Евгении Бари, она работала в школе при заводе семь лет, где по вечерам Анна в столовой организовывала занятия со взрослыми рабочими (очевидно, была дневная школа для детей и вечерняя для самих рабочих). Вероятно, школа существовала с 1898 по 1905 года.
Революция 1905 года расстроила дела на заводе. 11 января 1905 года забастовал завод "Динамо", а за ним завод Бари и другие предприятия (ворота завода "Динамо" находились напротив ворот котельного завода, так что динамовцы при забастовках шли в первую очередь "снимать" бариевцев). Очевидно, в это время были закрыты общеобразовательные курсы для рабочих. Симоновка принимала участие в вооруженном Декабрьском восстании. Она была полностью в руках восставших и некоторое время там существовала так называемая "Симоновская республика". В это время в столовой Бари проходили собрания рабочих, с 9 на 10 декабря там размещалась "кавказская дружина" (состоявшая из студентов-кавказцев), которая 10 декабря вела перестрелку с отрядом городовых, переходивших Москва-реку
К 1908 году управляющим заводом становится сын Бари Виктор Александрович, который поселился тут же на квартире. По сведениям памятной книжки Московской губернии, на заводе работало тогда около 220 мужчин. С 1907 года на заводе происходили неоднократные перестройки и расширения, которые зафиксированы в архивных делах. В ноябре 1907 года велись работы по строительству новой конюшни (первый этаж каменный, второй - жилой деревянный), здания сборочной горизонтальных котлов (железные фермы, обшитые с боков тесом), прачечной и других (за работами наблюдал инженер-строитель Александр Борисович Борисов). На плане завода были обозначены здания (по Камер-Коллежскому валу от Лизиного пруда): мостовой корпус, электрическая станция, за ней мастерские горизонтальных и вертикальных котлов (два круглых корпуса), здание механической мастерской между ними. Далее по Камер-Коллежскому валу стояла кузница, за ней деревянная двухэтажная заводская контора (на втором этаже находилась чертежная и квартира управляющего, рядом с конторой были разбиты дорожки с фонтанами), двухъэтажное здание больницы, деревянные дома для служащих, каменная столовая, рядом с ней каменный погреб, купальня и душ, прачечная и другие постройки. Эти здания хорошо видны на рекламном проспекте котельного завода.
В 1910 году были возведены: деревянное здание для сборки горизонтальных котлов, деревянный корпус с металлическим каркасом для сборочной мастерской, деревянная пристройка с металлическим каркасом для гидравлического испытания вертикальных котлов (наблюдал за строительством инженер-механик Иван Дмитриевич Потемкин). В ноябре 1913 года на заводе планировалось установить железный газгольдер для водного газа, для его получения в здании бывшей электростанции оборудовалась генераторная станция. В 1914 году было подано прошение о разрешении на поднятие кровли кузницы (документы подписывал инженер-технолог Михаил Иосифович Золотарев).
Умер Александр Вениаминович Бари 6 апреля 1913 года, похоронен на Немецком кладбище. После его смерти фирма перешла по наследству к З.Я. Бари, а руководил ею по доверенности сын Владимир Александрович. В 1913 году Московская городская Дума приняла решение о строительстве второй центральной электрической станции для трамваев, для этой цели она купила небольшой участок у Бари 1561 кв. саж. с запада. Прокладывалась и Симоновская трамвайная ветка, движение по ней открылось 16 июня 1915 года. К этому времени были уже возведены основные корпуса второй электрической станции, она находилась по соседству с котельным заводом. В период Первой мировой войны завод выполнял заказы Военного ведомства (изготовлял мины, тралы и буйки для Военно-морского флота). В связи с этим расширялось производство. В 1915-1917 годах здания завода неоднократно перестраивались, по Камер-Коллежскому валу был оформлен нарядный фасад, который объединил здания электростанции и кузницы. В августе 1915 года был предложен проект новой котельной и механической мастерской, которые поглотили здания электростанции и старой мастерской В октябре того же года было подано прошение о разрешении установить железного резервуара для нефти (Заявления подавал Иван Семенович Абрамов, за строительством наблюдал инженер-механик Александр Тимофеевич Батурин). В феврале 1916 года на заводе снова планировались крупные перестройки: взамен котельной мастерской и здания для окраски и упаковки котлов строился новый заготовительный корпус. В апреле 1916 года было подано прошение о разрешении установить аппарата для выработки ацетилена и железного резервуара на каменной башне с востока от кузницы (За строительством наблюдал инженер-технолог Валериан Иванович Кандеев).
Война привела страну к экономическому и продовольственному кризису. В связи с расширением старых и открытием новых заводов в Симоновой слободе увеличилась численность рабочего населения, количество трактиров в районе сократилось и назрела острая необходимость в хлебе. В это время в столовой Бари уже не кормили рабочих бесплатными обедами, а в самом здании находился симоновский земской лазарет.
Очевидно, в период между Февральской и Октябрьской революциями заводоуправление завода Бари продолжало принимать активное участие в жизни района. 12 апреля 1917 Виктор Бари внес 3 тысячи рублей на нужды Симоновской управы по охране слободы и предприятий. Около 16 апреля было принято решение о передаче бывшей столовой Бари под Народный дом. Там были организованы курсы по политико-общественным вопросам, которые вела Е.А. Кораблева (заведующая просветительской комиссией и внешкольным образованием в районе), а в январе там проходили первые елки. 28 апреля 1918 года газета "Известия" напечатала о разоблачении контрреволюционного заговора во главе с братом Виктора Бари Владимиром. Он попал в тюрьму, где, по воспоминаниям родных, сидел в одной камере с великим русским актером В.И. Качаловым. Допрашивал его сам Дзержинский. Из тюрьмы Владимира Бари вызволил консул США, и он бежал за границу. Эмигрировали и Виктор Бари с семьей. Мандат на управление котельным заводом получил В.Г. Шухов. Начинается строительство первых промышленных магистральных трубопроводов, сооружается знаменитая башня на Шаболовке (1922). Теперь завод носит название "Государственный котельный завод "Парострой" имени В.М. Лихачева". Согласно "Исторической справке", хранящейся в фондах завода "Динамо", в годы первых пятилеток выпускал котлы и топочное оборудование. Предприятие продолжало работать на оборону страны. На заводе изготовлялись мины и глубинные бомбы для морского флота (до 1942 года изготовлялись только здесь). В 1937 году заводом была разработана конструкция циферблата часов для Спасской башни и смонтирована в рекордно короткий срок. Деятельность во время войны была подчинена потребностям фронта. Осенью 1941 года был эвакуирован в Казахстан. В 1958 году территория завода Бари перешла к заводу "Динамо", а в 1999 году передана автосервису... Много воды с тех пор утекло, многое изменилось... менялись как перчатки владельцы этой территории... К 2008 году все заводские корпуса были разрушены, на их месте ныне высится уродливая стекло-бетонная "Омега-плаза"...
Но за ней, притаились несколько домиков переживших потрясения. Первым нас встречает самый красивый из них - дом заводоуправления - один из немногих уцелевших адресов Шухова.
Неподалёку притаились ещё два домика - конюшня и рабочий барак:
историческая справочка списана со статьи Чусовой М.А.