Южная Корея: жизнь при монастыре - 1. Буддизм, монахи, коаны

Aug 01, 2011 18:51



Будда во внутреннем дворике корпуса для медитаций.

Поначалу я не планировала ехать на ритрит Sundao, хотя Мастер Ю меня давно приглашал. Даосскими практиками я не занимаюсь с тех пор, как стала его переводчиком, медитировать не умею, Корея далеко, а я на самолетах летать боюсь… Но очень уж соблазнительно звучало проживание в горном монастыре Магокса. А почему-то ни до одного приличного горного монастыря без самолета не добраться. Когда же Мастер Ю сказал, что проведет церемонию для моего безопасного перелета, отнекиваться стало неловко. Так я туда и попала.

***

Как ни удивительно, еще в 60-е годы 20 века Корея была страна больше протестантская, чем буддийская. Буддизм проник в страну в IV веке; основное направление - Seon (сон, sun). Это то, что в Японии называют дзен, в Китае - чань, и что практиковали в Шаолине. А в Средние века с буддизмом в Корее случилось то же, что в свое время с Римской католической церковью - погряз в роскоши. Монастыри освобождали от налогов, и им давали землю как правители, так и обычные люди в дар. Развелось слишком много монахов и монахинь, которые приходили в сангху (буддийскую общину), только чтобы избежать налогов и государственной службы. Буддизм стал серьезным бедствием для национальной экономики. Слишком много храмов приходилось содержать, слишком много сложных ритуалов выполнять.

Монастырь Магокса находится в горах, поэтому там уцелели здания еще 14 века.


В 14 веке к власти пришли правители из новой династии Ли. Они предпочитали конфуцианство и к буддизму относились негативно. Так негативно, что число монастырей сократилось с нескольких сотен до тридцати шести, монахи не могли больше заходить в города, буддийские похороны и прошение подаяния запретили.

Спасло буддизм нападение Японии на Корею в 16 веке. Правительство в тот момент было слабым из-за внутренних раздоров и не могло оказать сопротивление. Разграбление страны японцами побудило лидеров сангхи организовать монашеские партизанские отряды. В конце восьми лет войны несколько тысяч монахов приняли участие в сражениях. Возглавлял их 72-летний дзенский мастер Сосан-тэсо. Участие монашеской армии позволило прогнать японцев. После этого нападки на буддизм уменьшились.

Мостик по дороге из ритритного центра в монастырь.


Япония таки оккупировала Корею в конце 19 века, и японский буддизм «испортил» корейский. Если в Корее традиционно храмы возглавляли монахи, то в Японии допускалась женитьба буддийских священников. Разрушались местные храмы, вывозились ценности. Только после проигрыша Японии во Второй Мировой войне корейские монахи постепенно вытеснили женатых священников из храмов. И тут вмешалось протестантство. Противостояние буддистов и христиан доходило до серьезных конфликтов. Вплоть до 80-90х годов 20 века сжигались буддийские храмы, осквернялись святыни. Протестанты-фундаменталисты молились о разрушении всех буддийских храмов еще совсем недавно.

Эти страшные существа что-то символизируют. Мимо них мы проходили, чтобы достичь просветления, кажется. Со мной у них не вышло, не знаю, как с остальными.


Монашеская жизнь в Корее любопытная. Хотя каждый монах имеет свой "домашний" монастырь, он или она могут путешествовать по всем другим монастырям, оставаться там, как угодно долго, изучать их традиции и обычаи. Мастер Ю рассказывал о своем друге, полностью посвященном монахе, который поехал обучаться в монастырь в Мьянму. И жили там не только бирманские и корейские монахи, но и вьетнамские. Почему-то с вьетнамцами корейцам особенно сложно - те на вечерних общих собраниях тыкают пальцем в других монахов и объявляют "а вот тот-то сделал не так". Мастер Ю считал, что это у вьетнамцев коммунистическое. Я мысленно посмеялась, вспомнив тот же "коммунизм" Германии и Швейцарии.

Ритритный центр монастыря Магокса.


Магокса - один из главных монастырей Ордена Чоге. А Орден Чоге - основная школа корейского буддизма. У Ордена Чоге - обширные обучающие программы разных уровней. Все посвященные монахи должны пройти стандартную программу. Потом, после десяти лет практики, они могут сдать экзамен, позволяющий стать настоятелем храма. Есть также и специальное образование - можно изучать философию, преподавание или переводческое дело - все в рамках монашеских практик.

Монахи в перерыве между занятиями.


В нашем монастыре были и монахини, правда, жили они отдельно. Мастер Ю сказал - в амджа. Я, правда, не сразу поняла, что это женщины - как и монахи, они с бритыми головами и в серых одеждах. Только у совсем новеньких монахинь одежды оранжевые (у монахов-новичков - коричневые). Монахи-мужчины принимают 250 обетов, женщины - 348. Ага-ага. Причем самая почетная монахиня должна кланяться и сидеть позади самого нового монаха. Также монахиням запрещается наставлять монахов, тогда как обратное поощряется. И от опыта и времени пребывания в сангхе тут ничего не зависит. Буддизм, на деле, совсем не феминистическая религия.

В оранжевом монахини-новички.


Больше всего меня умиляли монашеские зонты и шляпы от солнца. У входа в столовую стояли огромные керамические чаны, которые обычно используют для ферментации национальной корейской закуски кимчи (о еде я расскажу позже). В эти чаны монахи засовывали зонты - почти одинаковые, огромные. А выходя, забирали, не глядя. Мастер Ю сказал, что зонты "ничьи", в смысле, принадлежащие монастырю. Кому из монахов надо, тот и берет. Под самый конец ритрита вдруг дожди на несколько дней прервались. Тогда зонты из чанов исчезли, зато в корпусе для медитаций появились стопки широченных шляп. Выходят - берут. Еще очень трогательно все время всем монахам кланяться, сложив руки у груди. Они искренне так улыбаются и кланяются в ответ.

Монахи идут к залам для медитаций по мосткам вокруг футбольного поля.


Ритритный центр, где мы жили, построил известный японский архитектор. И это было очень, очень круто. Аскетический минимализм в сочетании с японской эстетикой и чрезвычайной продуманностью. Когда начался сезон дождей, я поняла, что вот те асимметричные панели и приподнятые мостки - не для эстетики только. При круглосуточных ливнях пришлось бы иначе добираться до зданий вплавь.

Монахиня за окном в дождь.


Комнаты почти пустые, только маленький холодильник, встроенные шкафы, где лежат футоны для сна, и длинная широкая скамья - она одновременно и стол, и стул, и тумбочка. Окна закрыты перегородками с рисовой бумагой, можно через них выходить на длинный общий балкон. При этом все удобства современные, и даже в коридоре автоматически включается свет от движения. Что, впрочем, не очень удобно, когда кто-то встает ночью тихо, не желая будить соседей.

Вид с угла нашего балкона.


Поднимаются в монастырях в 3.00 под звук гонга и идут в общий зал медитировать и петь мантры. Мы, правда, гонг не слышали, потому что вставали в 4.30. Впрочем, монахам-новичкам тоже послабление с подъемом. Несколько дней я жила отдельно ото всех в другом корпусе, куда как раз заселились монахи-новички, проходящие интенсив. Очень было неожиданно утром в полутьме шлепать по ступенькам с моего второго этажа на медитацию и видеть, как бесшумно вылетают из всех дверей фигуры в развевающихся коричневых балахонах, строятся цепочкой во внутреннем дворике и потом быстро-быстро исчезают в утреннем тумане. Отряд привидений, прямо.

Монахи-новички в столовой.


Для дзен-буддизма характерны коаны - короткие притчи или повествования, через которые достигается просветление или понимание сути учения. Обычно коаны нелогичны, и для европейского ума часто смешны. В корейском буддизме не слишком почитают разнообразие коанов. Считается, что все они есть в одном. И этот один - чаще всего коан Му. «Му» означает отрицание, но часто используется в форме "ни да, ни нет". Собственно, коан:

"Монах спросил у Чжаочжоу:
- Обладает ли собака Природой Будды?
И Чжаочжоу ответил:
- Му!"

Если хотите над ним помедитировать, вот здесь практика работы с коаном Му.

Этот шаловливый Будда оказался напротив меня в Храме тысячи Будд. Каждое простирание в этом храме приравнивалось к тысяче простираний.


Но вообще, в монастыре мы занимались вовсе не дзен-буддизмом, а изучали даосские горные практики Кук Сан До. Их разновидностью и является Sundao Мастера Ю. Об этом - в следующем посте.

Южная Корея: жизнь в горном монастыре

Previous post Next post
Up