Мой бывший коллега,
фотограф Владимир Мельник одно время возмущался, какую же ерунду продают под видом современного искусства. И за какие огромные деньги! Разве можно такое называть искусством?
Цветные полосы Марка Ротко (слева) ушли с аукциона Сотбис
за 72,8 млн. долларов. Гусеница, подвешенная на цепях, работы Джефа Кунза (внизу) продана за 5,9 млн. долларов.
С одной стороны, искусство - не есть что-то объективное. Искусство не существует вне человека, как луна, солнце или сила притяжения. Человек решил называть искусством нечто. Это нечто может включать в себя греческие статуи, работы мастеров эпохи Возрождения и портреты Рембрандта, а может и что-то еще. В нас не заложено автоматического определителя художественной ценности чего-либо.
С другой стороны, очень многое в современном искусстве - чистый маркетинг. Это для меня стало открытием несколько лет назад. Я хотела быть кукольным мастером и изучала возвышенный и далекий от меня мир искусства, пытаясь понять его тонкости. Даже пошла на семинар для галеристов. Вот тогда-то особенно стало понятно, что искусство - это бизнес. Со своими особенностями, но все-таки с теми же законами. То есть - с привлечением покупателей эмоциями, с продажей им впечатлений.
С третьей стороны - при переизбытке информации, впечатлений, товаров, услуг необходим посредник. Этот человек оценит, взвесит варианты, выберет за вас и скажет вам аргументы в пользу того-то и того-то. Чтобы
вы не мучались выбором, а четко знали, почему Kenzo, iPad и пластмассовая гусеница - здорово, а (сами вставьте свои варианты) - несолидно, и это носить/ покупать/ читать/ использовать/ иметь - некруто и вчерашний день. Или наоборот. :) В искусстве такие посредники - галеристы. Именно им удается раскрутить покупателей на такие вот цены.
А в книге Джесси Келлермана «Гений» хорошо описана работа главного героя - владельца художественной галереи в Нью-Йорке:
«Виктор Крейк не вписывался ни в какие рамки. И тут от меня зависело, понравится он публике или нет. Большую часть работу галериста составляет творческий процесс создания правильного контекста, в котором должен подаваться художник. Каждому хочется со знанием дела поговорить об искусстве с друзьями. Как иначе объяснить, почему карандаш и моток бечевки ушли с молотка за полмиллиона долларов».
«В наши дни необходим кто-то, кто помог бы обычному человеку разобраться в огромной массе информации и понять, что хорошо, а что плохо. И вот это - как раз работа агента. Мы тоже творцы, только мы создаем рынок, а товаром являются сами художники. Рынок же, в свою очередь, создает течения, а течения определяют вкусы, культуру, рамки допустимого. Проще говоря, рынок формирует наши представления об искусстве. Шедевр становится шедевром, а художник художником, когда я заставляю вас вынуть из кармана чековую книжку».
Также на эту тему:
4 неожиданных факта о дизайне: на вкус, на цвет товарищи есть
Все посты рубрики "Арт-дизайн".
Искусство и страх. Гид по выживанию для современного художника.