Непривычный дизайн привычных вещей

Jan 23, 2012 00:05

Руководство отправила по всем новым адресам, не получили - пишите.



На фотографии - пианино, на котором я не играла давным-давно и которое мама отправила за мной в новую квартиру, поскольку дома зря место занимало. Только у меня оно тоже стояло без дела. По дороге треснула задняя стенка, звук стал не тот, да и когда мне играть-то. Но выбрасывать пианино мама запретила - бабушкин подарок, бабушка на него деньги из пенсии копила.

Так и пылилось пианино, пока в один прекрасный день я не вспомнила о папином секретере. Папа его купил, будучи еще холостяком, там хранились его бумаги, радиодетали, осциллограф и карандаши в красном фарфоровом бегемоте. И секретер, и бегемот от меня пострадали. На секретер я в детстве пролила зеленку, а у бегемота разбила пасть, но папа склеил. Я их любила - ни у кого таких не было. Потом мебель поменяли, и я о них надолго забыла. А тут - вспомнила.

Дальше было просто - год назад в мастерской старое пианино мне переделали в отличный секретер с отделениями для хранения вещей вверху и внизу. В нем нет осциллографа, но фарфоровый бегемот есть. Как у моего папы, только цвета другого.

И вот тут я думала о своем секретере, перечитывая статью Дональда Нормана о трех чайниках. Норман - один из известнейших специалистов по дизайну и юзабилити. Сейчас его Дизайн привычных вещей
и на русский переведен (правда, перевод я не читала, ничего не могу сказать о качестве). Норман рассказывает о трех своих любимых чайниках, один из которых совершенно невозможно использовать - ручка у него на той же стороне, что и носик.


В дизайне, как это видит Норман, есть три компонента. Визуальный (висцеральный) - то, что относится к внешней привлекательности. Сейчас уже известно, что привлекательные вещи воспринимаются лучше работающими. Вам не казалось, что свежевымытая машина лучше едет? Новый красивый утюг лучше гладит? Чай из красивой чашки вкуснее?

Причем даже дизайн упаковки тут играет роль. Мне недавно прислали комплект пробников из ELLEBOX для обзора. Пробники как пробники, в косметических магазинах такие дают. Но все в милой коробочке, в розовой папиросной бумаге, красивыми ленточками перевязано, две шоколадки приложены, да и на открытке внутри написано "Bonjour, princesse!" Вроде - мелочи. Практическая ценность самого товара - такая же, как у любых других пробников. А в реальности получилась интересная маркетинговая ниша, играющая на "девочковых" чувствах именно из-за упаковки.

Поведенческий дизайн связан с тем, насколько приятно и удобно использовать ту или иную вещь. Понятно, что каким бы красивым, изящным, дорогим не был бы «невозможный чайник» Нормана, этот компонент дизайна там на двойку.

И третий компонент - рефлексивный дизайн, то есть рационализация и интеллектуализация продукта. Можно ли рассказать о нем историю? Соответствует ли он моему имиджу, не ущемляет ли мою гордость? (По тем же причинам некоторые люди не покупают дешевые вещи. Не соответствует покупка дешевых вещей их имиджу. Да-да, почти как в анекдоте про новых русских и галстуки.) Отчасти, именно в рационализации состоит роль галеристов на арт-рынке, о которой мы говорили в прошлой записи.

Однако, не менее важен личный компонент, который уже выходит за пределы дизайна. Вещи в нашей жизни играют куда большую роль, чем просто материальные объекты. Мы ими гордимся и любим их не только из-за того, что они подчеркивают наше благосостояние, достаток, статус. Нам важен тот смысл, который мы вкладываем в вещи, те эмоции, воспоминания и ассоциации, которые с ними связаны. Поэтому недорогой фарфоровый бегемот-карандашница - для меня ценность, поскольку ассоциируется с детством и с отцом. И самое обычное советское пианино живет у меня дома вторую жизнь, так как с ним связаны теплые воспоминания.

Личный компонент - наиболее сложный в реализации. Однако, и его можно исследовать. У многих людей есть ностальгия по детству и юности - хотя бы по некоторым людям, по беззаботности, по отсутствию ответственности. Отсюда популярность ностальгических программ вроде Парфеновского цикла о Советском Союзе, и игрушек, фильмов, мультфильмов, напоминающих детство. Еще для части людей положительные эмоции связаны с военной атрибутикой - тут и приключения, и гордость, и геройство, и, отчасти, ощущение безопасности.

Также на эту тему:
  • 4 неожиданных факта о дизайне: на вкус, на цвет товарищи есть
  • Все посты рубрики "Арт-дизайн".
  • ИКЕА: «Вещные ценности».

  • Книжное обозрение, Арт-дизайн

    Previous post Next post
    Up