Как избавиться от неловкости, предлагая товар или услугу

Jul 07, 2009 16:34


Искусству прямых продаж можно поучиться отдельно - есть много книг и тренингов, которые помогут в этом. Я же хочу поговорить о страхе и неловкости, с которыми сталкиваются многие начинающие продавцы. Это может выражаться в следующем:

"Мне неловко навязывать людям свой товар или услугу, я не хочу быть похожей на продавцов Гербалайфа/пылесосов Кирби."
"Я боюсь, что мне откажут, и это ударит по моей самооценке."
"Мне неловко просить деньги за то, что я делаю, ведь это доставляет мне удовольствие."
"Мне неловко устанавливать такую цену, ведь себестоимость материалов невелика (это несложно сделать/я не профессионал/кто-то продает дешевле…)"

Эти мысли затрагивают общее отношение человека к деньгам, себе самому, ценности собственного труда. Оно идет из психологических установок, которые мы получили в детстве. Иногда эти установки могут быть серьезным препятствием, и с ними надо работать отдельно, но иногда достаточно просто подготовки и изменения взгляда на процесс продаж.

Тут помогает изучение потенциальных клиентов и их потребностей. Если у человека есть реальная потребность, проблема, для которой вы предлагаете решение, то вы не навязываете свой товар или услугу. Вы оказываете ему помощь. В таком случае вы не выступаете с позиции "просителя" ("Купите, пожалуйста, купите!!"). Вы - человек, решающий проблемы, то есть, человек ценный. Предлагать товар или услугу, ценную для потребителя, значительно проще и приятнее. И никто в таком случае не будет относиться к вам, как к навязчивым продавцам Кирби. Я думаю, все могут вспомнить, с каким трепетом мы относимся к хорошим парикмахерам, мастерам из автосервиса, репетиторам или зубным врачам, и готовы иногда ехать на другой конец города за их услугами. А ведь представителей этих специальностей хватает, не скажешь, что конкуренции в их области нет.

В этом подходе две составляющие:

• вы должны знать своего клиента, и предлагать решить именно его проблему. Для этого клиенту необходимо задавать как можно больше вопросов. В этом случае вы можете предложить что-то действительно ценное именно для него - и у вас не останется ощущения, что вы ему что-то "навязали".

• вы должны сами ценить то, что вы предлагаете. Мастерство очень важно, как и качество, хотя чрезмерное стремление к совершенству - лишнее. Исследование того, что предлагают ваши конкуренты, поможет вам определить место вашего товара или услуги на рынке относительно других. Ценность вещей не обязательно в их совершенстве. Гордиться можно не только предложением бриллианта в сто каратов, но и тем, что вы помогаете людям прекрасно выглядеть за небольшие деньги, скажем. Пластиковые стаканчики более ценны для пикника на траве, чем английский королевский фарфор.

• А вот если вы не можете гордиться тем, что вы делаете - зачем вы вообще этим занимаетесь?

Несмотря на это, все равно будут люди, которые вам откажут. Но тут главное - не чувствовать, что вас отвергли как личность. Вы же продаете не себя, а свой товар или услугу. Не ассоциируйте себя с ними, ваш товар или услуга - не вы. И нормально, что не всем ваше предложение подходит, не у всех есть на него деньги и не все смотрят на мир точно так же, как и вы. "Не закрывайте дверь". Человек, который ничего не купил у вас сегодня, возможно, купит через месяц, если у него изменятся обстоятельства. Поэтому будьте с ним любезны.

Мои первые продажи особенно хорошо пошли после начальных неудач. Это было на второй день выставки кукол. Я расстроилась, что продажи идут плохо, и сказала себе, ладно, я не продаю больше, а просто тренируюсь, смотрю, какие методы работают, а какие - нет. Поскольку передо мной не стояло уже цели "продать любой ценой", я с большим удовольствием и более раскрепощено общалась с людьми, и неожиданно они стали покупать.

Важно также помнить, что труд должен быть оплачен. Кроме того труда, который вы изначально делаете в качестве благотворительности. (Он тогда тоже "оплачен", но нематериальным - вашим ощущением собственной "хорошести".) Смотрите на деньги как на эквивалент энергии. Вы затрачиваете свою энергию и время вашей жизни, даже если процесс доставляет вам удовольствие. И также важно помнить, что люди, как правило, больше ценят то, что дорого им досталось. Разве вы хотите, чтобы ваши вещи, услуги (а в конечном счете, ваши усилия и время вашей жизни) не ценили? (Если вдруг вы заколебались, самое время начать работать над уважением к себе. :))

Что же касается цен (об этом я еще напишу) в маркетинге они редко определяются непосредственными затратами. Цена чего-либо зависит от той ценности, которую человек приписывает товару или услуге. Если вы дали себе труд собрать информацию о клиентах и предложить им то, что действительно решает их проблемы, то вы можете смело назначать свою цену. Вам будут только благодарны.

Также на эту тему:

  • "Запишите в свои молескины": виртуальная и реальная ценность товара
  • Продажи в стиле дзен: естественно и без усилий
  • О маркетинге просто

    Previous post Next post
    Up