"Как такое может быть в ТОПе?" - часто задавемый вопрос не только в ЖЖ. Почему Гарри Поттер? Что особенного в Hello Kitty? Так ли хорошо поет Джастин Бибер? И разве Мона Лиза действительно настолько прекрасна, насколько она знаменита?
Нет, конечно, задним числом всегда можно найти множество объяснений. Однако, эти объяснения чаще описание того, ЧТО произошло, а не ПОЧЕМУ оно произошло. Да, за iPhone и Starbacks стоят усилия (и уловки) маркетологов. Тем не менее, есть масса провалившихся товаров и обанкротившихся компаний, в продвижение которых вкладывались сравнимые деньги.
Предсказания очень часто не работают. Я уже писала
об ошибках экспертов и том, надо ли им доверять, а тут нашла отличную лекцию главного научного сотрудника Майкрософта, Дункана Ватта -
"Миф о здравом смысле". Основную мысль Ватт в выступлении убедительно доказывает.
Здравый смысл хорошо работает в повседневной жизни, но очень плохо в сложных ситуациях, так как есть ошибки, которые люди допускают автоматически и постоянно. (Например,
непроизвольные ошибки восприятия и
доверчивость и ложная убежденность). Поэтому полагаться на здравый смысл следует с осторожностью, особенно делая прогнозы на будущее.
То, что крайне плохо поддается прогнозам (так плохо, что лучше и не предсказывать):
технологические тренды,
политические революции,
экономические кризисы,
бестселлеры, музыкальные и кино-хиты,
популярные товары (услуги).
Поэтому на вопросы первого абзаца правильный ответ - случайность. Но если это случайность и вы не можете успех предсказать, как вы можете развивать свое дело? Когда все неопределенно, лучший выбор - учиться отслеживать ситуацию и быстро реагировать.
Так, например, поступает Zara. Сначала они смотрят, что популярно вот прямо уже сейчас. Посылают своих представителей не только на модные показы, но и просто в магазины, смотреть, что продается и что покупают. Представители возвращаются с кучей идей. Дальше Zara выпускает много небольших партий разной одежды - цвета, покрой и т.д. и отправляет в магазины. То, что пользуется спросом, производят в бОльшем количестве, то, что не пользуется спросом, убирают с витрин и перестают производить. Теряют на этом немного (для крупной компании, само собой), потому что изначально выпускают небольшие партии.
Конечно, это требует особо слаженной и быстрой работы дизайнеров, закройщиков, производства и доставки в магазины. Но пока отлично действует.
Когда я говорю о маркетинге, продвижении, продажах, методах ведения блога и т.д., нередко встречаю недоверие и разочарование. У одних оно на лицах написано, другие вслух говорят, мол, зачем столько разной работы, когда можно, как (и дальше называют фамилии), которые добились всего из-за чистого таланта, никак себя не продвигая. Да не вопрос, если вы настолько талантливы, флаг вам в руки. Но этот успех вам никто не гарантирует. Маркетинг же и регулярное грамотное продвижение (товара, услуги, блога, себя самой на работе) может, и не сделают вас звездой первой величины. Однако, дадут возможность достойно заработать и в какой-то степени контролировать ситуацию.
Сложно ли это? Если вы водите машину, вы делаете то же самое каждый раз, когда садитесь за руль - следуете правилам, при этом наблюдаете за ситуацией и быстро реагируете. Поначалу сложно. Затем - автоматически.