Непредсказуемость успеха - что с этим можно сделать?

Nov 19, 2012 16:01

"Как такое может быть в ТОПе?" - часто задавемый вопрос не только в ЖЖ. Почему Гарри Поттер? Что особенного в Hello Kitty? Так ли хорошо поет Джастин Бибер? И разве Мона Лиза действительно настолько прекрасна, насколько она знаменита?

Нет, конечно, задним числом всегда можно найти множество объяснений. Однако, эти объяснения чаще описание того, ЧТО произошло, а не ПОЧЕМУ оно произошло. Да, за iPhone и Starbacks стоят усилия (и уловки) маркетологов. Тем не менее, есть масса провалившихся товаров и обанкротившихся компаний, в продвижение которых вкладывались сравнимые деньги.

Предсказания очень часто не работают. Я уже писала об ошибках экспертов и том, надо ли им доверять, а тут нашла отличную лекцию главного научного сотрудника Майкрософта, Дункана Ватта - "Миф о здравом смысле". Основную мысль Ватт в выступлении убедительно доказывает. Здравый смысл хорошо работает в повседневной жизни, но очень плохо в сложных ситуациях, так как есть ошибки, которые люди допускают автоматически и постоянно. (Например, непроизвольные ошибки восприятия и доверчивость и ложная убежденность). Поэтому полагаться на здравый смысл следует с осторожностью, особенно делая прогнозы на будущее.

То, что крайне плохо поддается прогнозам (так плохо, что лучше и не предсказывать):

  • технологические тренды,
  • политические революции,
  • экономические кризисы,
  • бестселлеры, музыкальные и кино-хиты,
  • популярные товары (услуги).

    Поэтому на вопросы первого абзаца правильный ответ - случайность. Но если это случайность и вы не можете успех предсказать, как вы можете развивать свое дело? Когда все неопределенно, лучший выбор - учиться отслеживать ситуацию и быстро реагировать.

    Так, например, поступает Zara. Сначала они смотрят, что популярно вот прямо уже сейчас. Посылают своих представителей не только на модные показы, но и просто в магазины, смотреть, что продается и что покупают. Представители возвращаются с кучей идей. Дальше Zara выпускает много небольших партий разной одежды - цвета, покрой и т.д. и отправляет в магазины. То, что пользуется спросом, производят в бОльшем количестве, то, что не пользуется спросом, убирают с витрин и перестают производить. Теряют на этом немного (для крупной компании, само собой), потому что изначально выпускают небольшие партии.

    Конечно, это требует особо слаженной и быстрой работы дизайнеров, закройщиков, производства и доставки в магазины. Но пока отлично действует.

    Когда я говорю о маркетинге, продвижении, продажах, методах ведения блога и т.д., нередко встречаю недоверие и разочарование. У одних оно на лицах написано, другие вслух говорят, мол, зачем столько разной работы, когда можно, как (и дальше называют фамилии), которые добились всего из-за чистого таланта, никак себя не продвигая. Да не вопрос, если вы настолько талантливы, флаг вам в руки. Но этот успех вам никто не гарантирует. Маркетинг же и регулярное грамотное продвижение (товара, услуги, блога, себя самой на работе) может, и не сделают вас звездой первой величины. Однако, дадут возможность достойно заработать и в какой-то степени контролировать ситуацию.

    Сложно ли это? Если вы водите машину, вы делаете то же самое каждый раз, когда садитесь за руль - следуете правилам, при этом наблюдаете за ситуацией и быстро реагируете. Поначалу сложно. Затем - автоматически.

  • Ваш успех: работа с удовольствием, О маркетинге просто, Мифы об успехе

    Previous post Next post
    Up