Под жизненным циклом товара (услуги) в маркетинге понимается вовсе не физический износ сумки или шарфа, отрастание волос после стрижки или забывание выученных английских слов. Понятие это относится к «жизни» товара или услуги на рынке, периоду времени от разработки до прекращения продаж.
Стадии жизненного цикла:
* разработка,
* выход на рынок,
* рост спроса,
* зрелость,
* спад или «умирание».
Границы этих стадий не определены четко, и вообще идут споры, нет ли «бессмертных» товаров/услуг (вроде корзинок из прутьев, матрешек, рома, спичек или нянь для младенцев). Я предпочитаю от этих споров уклоняться и предлагаю вам самим определить, насколько понятие жизненного цикла применимо к тому, что вы делаете. Так же и в определении стадий можно не строить сложные графики, как делают маркетологи крупных компаний, а полагаться на свой здравый смысл.
На этапе разработки все ваше внимание сосредоточено на обдумывании всех тех вопросов, что были разобраны в предыдущих частях. Вы принимаете окончательное решение,
с чем вы выходите к покупателям, и
к каким именно покупателям вы выходите, а также производите/подготавливаете этот продукт. Прибыли, разумеется, ожидать не приходится.
На этапе выхода на рынок ваши вложения продолжат превышать ваши доходы. Для привлечения покупателей при выходе на рынок
устанавливают цену не слишком высокую (конечно, если только вы не приняли решения об исключительном позиционировании вашего товара или услуги). В конце концов, конкурентов у вас много, и необходимо убедить покупателя «испытать» ваш товар или услугу. На это же (информирование и убеждение «попробовать») на этом этапе должна быть направлена и ваша реклама и продвижение.
Если товар и услуга соответствуют потребностям клиентов, то наступает следующий этап - роста спроса. Ваш товар/услуга или ваше имя уже известны, вы можете повысить цену. В рекламе/продвижении можно перейти от информирования к побуждению приобрести. Обычно крупные компании на этом этапе слегка изменяют товар, придают ему новые, дополнительные свойства, выходят на новые рынки, ищут новые каналы сбыта (например, в случае рукоделия это может быть переход от продаж через интернет к продажам в магазинах и т.д.)
Следующий этап - зрелости, где ваша основная задача - удерживать интерес клиентов и думать, что делать с вашим товаром/услугой в будущем.
Дальше (самое простое) вы можете дать спросу «умереть» и перестать предлагать этот товар или услугу. Такая позиция знакома каждому, кто когда-либо сталкивался с тем, что в магазине больше нет любимого парфюма или модели мобильного. Другой вариант - провести ребрендинг, то есть серьезное изменение стиля, свойств или
позиционирования вашего товара/услуги. Даже такому долгожителю, как «Шанель № 5» пришлось пойти на ребрендинг - чтобы духи стали привлекательны для более молодой целевой аудитории.
Резюме: стадии жизненного цикла определяют то, как вы устанавливаете цену, какую прибыль ожидаете и как/где будете продвигать и рекламировать ваш товар или услугу.
* Насколько концепция жизненного цикла применима к тому, что вы делаете? Если не применима, вздохните спокойно и почитайте что-нибудь еще.
* Если применима, на какой стадии находится сейчас ваш товар/проект/бренд/услуга? Соответствует ли цена, каналы сбыта, методы продвижения и рекламы целям данной стадии? Что вы можете и хотите изменить? Как?
* Будете ли вы делать ребрендинг вашего продукта в конце его жизненного цикла? Если да, запланируйте, в какой момент вы начнете разработку ребрендинга. Если нет - чем вы замените продукт? Запланируйте, когда начнете разработку замены. (Конечно, вы можете вообще забросить ваш бизнес и поехать в Монте-Карло тратить заработанные деньги в казино. В таком случае, желаю удачи! :))