Кризис - конечно, плохая новость. Впрочем, его нельзя относить только на счет последних политических событий. Мировой экономический кризис идет уже давно, и в России первые признаки появились еще во второй половине 2013 года.
Паниковать тут не надо. Но надо понимать, что кризис - это реальность, и действовать придется именно в этой реальности.
На что обращать внимание в первую очередь? Экономия. Во-первых, ищите новых и лучших поставщиков. У них тоже кризис, кто-то разорится и/или уйдет с рынка, а кто-то предложит лучшие условия. Во-вторых, думайте, как можно по максимуму использовать возможности оптовых закупок. Кооперируйтесь с другими мастерами, придумайте, как применять одни и те же материалы в разных изделиях и т.д. Строгий расчет и контроль ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
Еще более важным становится изучение клиентов. У нас в стране было более 10 достаточно благополучных лет, когда многие могли более-менее свободно тратить деньги, купить все основные вещи и даже кучу необязательных мелочей, а также создать запасы (одежды, аксессуаров, домашней утвари и т.д.).
Роскошь как таковая сейчас менее востребована. Общая тревожность по поводу экономической ситуации, банкротства банков, курса валюты не позволяет людям достаточно расслабиться, чтобы наслаждаться роскошными приобретениями. В лучшем случае покупают то, что «и в пир, и в мир».
Не так давно разговаривала с владельцем и создателем четырех обувных брендов. Планировала поговорить о работе дизайнеров, но свернули все-таки на кризис и как в этой ситуации быть. Изначально эта компания работала с представителями магазинов, где продается разная обувь. То есть, с закупщиками, а не с конечными покупателями. Этим летом кризис в обувной сфере проявился очень сильно. И компания… открыла два собственных магазина в Москве. Казалось бы - что, им деньги вложить некуда? Однако, основная цель открытия магазинов - не только продавать обувь, а получать информацию от потребителя, непосредственно от тех, кто будет (или не будет) их обувь носить. Обучают персонал разговаривать со всеми, кто заходит в торговый зал, расспрашивать их, узнавать о предпочтениях, о том, что нравится-не нравится, что важно, на что готовы потратить деньги и сколько. Вся эта собранная информация позволит компании принимать решения по производству обуви в ближайшее время.
И здесь надо учесть, что потребности бывают не только «физические». Многие вещи мы покупаем, потому что они удовлетворяют наши психологические потребности. Умилительные картинки, домашние варенья, теплые пледы, мягкие тапочки, травяные сборы из леса - все это работает на то, чтобы снизить нашу тревожность. Сейчас могут быть особенно востребованы те вещи, которые привносят в жизнь успокоение и беззаботность, уводят нас на время из непредсказуемого и не очень доброго мира.
Точно так же читатели дамских романов или жестких триллеров ждут погружения в другую реальность. Там все заканчивается непременно хорошо, героиня встретит большую прекрасную любовь или герой выйдет победителем из самых жестоких схваток. Можно относиться снисходительно, но это вполне работающий путь психологической разрядки. Если вы можете придумать такое же или лучшее - это будет востребовано.
Еще раз подчеркну - маркетинг остается неизменным. Все принципы сохраняются. Вы точно так же выясняете потребности клиентов и ориентируетесь на них. Вот только сами потребности меняются, и из-за этого изменения поменяются ваши действия и приоритеты.