Помимо двух видов любопытства, есть и еще «подводный камень». Философы, школьные психологи и учителя часть говорят о радости познания. Увы, эта радость знакома не многим людям.
Интеллектуальные книги продаются куда меньшими тиражами, чем детективы и любовные романы. А научные передачи смотрят реже, чем реалити-шоу. Чья это вина? Самих этих людей? Их родителей и школьных учителей? Телевидения, которое отупляет массы?
Все, кто говорит о радости познания, упускают один важный факт.
Любопытство насыщается. У каждого из нас есть период, когда мы готовы думать и поглощать новые знания, и период, когда мы вообще не хотим ни о чем думать. Точно так же, как с едой. Когда вы голодны - вы хотите есть, когда вы наелись, даже запах еды может вызвать отвращение.
Как много человеку надо съесть до насыщения? У разных людей по-разному. То же самое и с любопытством и тягой к знаниям.
Любопытство - это такая же устойчивая черта личности, как экстраверсия, способность к самоконтролю и дисциплине, невротизм и т.д. (В английском - need for cognition, на русский переводится как потребность в информации или
открытость опыту). Раз за разом разные люди в экспериментах показывают разные уровни этой потребности. Соответственно, насыщение у всех происходит в разное время.
Выводов из этого много.
Если вам любопытно все - это нормально, как и если у вас очень маленькая потребность в познании мира. Не стоит себя ругать за это, вы такая уродились.
Если ваша потребность в новом быстро насыщается - попробуйте понять, сколько вы можете «потреблять» знаний и сколько вам надо отдыха и восстановления после этого. Следуя своему ритму, вы сможете с большим удовольствием и более эффективно учиться новому.
Если вы преподаете, учитывайте насыщаемость любопытства. Многие люди не выдержат даже самых интересных ваших рассказов - и это вовсе не ваша вина. Однако, хоть вина не ваша, но стоит рассказывать покороче. ;)