Я против перенесения бизнес-моделей в другие области жизни. Иногда удобно сравнивать личные отношения с товарно-денежными. Например, исследовала потребности клиента (любовь мужчины к высоким каблукам и русской кухне), предложила то, что ему нужно (стала носить шпильки и варить борщ), состоялась сделка (марш Мендельсона). Но не сработает. Законы социальных взаимоотношений намного сложнее товарно-денежных.
Однако, в сфере рабочих отношений маркетинг может прекрасно использоваться. Мы продаем свой труд, знания, умения, навыки. Наши работодатели тоже являются нашими личными клиентами, а наш труд - товаром. Подход к продаже себя как работника может быть чисто маркетинговым.
Еще в сентябре я столкнулась с феерическим примером того,
как не надо себя продавать.
Дело было поздним вечером на Никитском бульваре. Стояли последние теплые дни, когда еще можно было сидеть на улице. Столики в кафе на Никитском - на французский манер. Стоят так тесно, что чужие разговоры слышишь, даже если всячески стремишься этого избежать.
Рядом сели две девушки и заказали бутылку шампанского. Молоденькие выпускницы театрального института (дальше будет понятно, откуда я это знаю), симпатичные, раскованные, с виду неглупые. Блондинка и брюнетка.
Обратила я на них внимание, когда брюнетка достала ручку и бумагу и спросила, что писать:
- «Здравствуйте, уважаемый Алексей…»?
- Пишется «здрав-ствуй-те», - уточнила блондинка. - Это слово я со школы помню.
- «Здрав-ствуй-те… - писала брюнетка, проговаривая вслух, - уважаемый Алексей…» Учитель? Добавлять «Учитель»?
Тут мне стало интересно. Девушки, посовещавшись, решили, что раз отчества Алексея Учителя они не знают, то пусть будет по имени.
- «Пишут вам, - продолжила брюнетка, - две молодые актрисы Вика и Марина.»
- Виктория, - поправила блондинка.
- «…Виктория».
На этом девушки застряли.
- А что дальше? «Мы не видели ни одного вашего фильма, но знаем, что вы крутой режиссер и просим взять нас на работу»?
Обе засмеялись. У меня глаза на лоб полезли. Я смотрю фильмы крайне редко, и то, Учителя знаю. Дальше у девушек получилось следующее:
- «Мы закончили театральный институт в этом году, ходим на кастинги, но никак не можем получить роль. У нас нет никаких знакомств и блата. Мы хотели бы сыграть в вашем фильме. Наши фотографии в конверте. Заранее спасибо.»
Никаких больше мыслей у девушек не было, но написанное им не очень нравилось. Они опять вернулись к обсуждению отчества. Тут я не выдержала, набрала в Гугле с телефона "Алексей Учитель", и сообщила девушкам, что отчество его - Ефимович. Девушки смутились и поблагодарили. Слово за слово, я подсказала, что написать еще, но без уверенности, что данным девушкам это сильно поможет.
Какие вы увидели ошибки, с точки зрения маркетинга и построения клиентских отношений? Как бы вы посоветовали молодым актрисам писать письмо известному режиссеру? :) Какие общие принципы отношений с клиентами и отношений с работодателем? А что разное?