Проблема хороших и добрых людей - в их уязвимости перед людьми не очень хорошими и не очень добрыми. Много кому объясняют, как ведут себя хорошие девочки, но редко кого дома учат, как отвечать на вербальную агрессию.
В школе меня третировали соседка по парте и еще одна одноклассница. Например, по дороге домой они начинали разговор о том, что в мире ценятся худые и высокие девушки, а маленьким и не худым никогда и ни в чем не добиться успеха, и красивыми они считаться не могут. Как вы догадываетесь, обе одноклассницы были высокие, а я - едва-едва среднего роста. Такие демонстративные разговоры с примерами ущербности и безнадежности "маленьких и не худых" велись пару месяцев. Не помню, как оно закончилось - возможно, я все-таки стала ходить домой другой дорогой.
Соседка по парте пошла работать в индустрию моды, по местным меркам очень преуспела. Пару лет назад она, будучи в командировке в Москве, предложила поужинать в ресторане. Оказалось, все эти годы она оттачивала собственную стервозность. Подколки шли пулеметными очередями. Небрежно доставая айфон из чехла Louis Vuitton и глядя на мой коммуникатор: "Это у тебя HTC Touch? У меня такой был до айфона, постоянные проблемы с Интернетом, у тебя он хоть работает? Я страшно довольна, что поменяла."
Я упоминула начальника-француза, «подруга» спросила: "Ты говоришь по-английски и французски?" Французский у меня неидеальный, но я кивнула. И хорошо, что кивнула, так как следующий вопрос жалостливо-недоуменным тоном: "И тебе их хватает?!"
Я вроде бы произвела на нее впечатление персональной выставкой на
«Винзаводе». Но тут же застеснялась, что похвасталась, и честно рассказала про мандраж - я за две недели выставки не смогла себя заставить туда приехать, боясь услышать негативные отзывы от посетителей. «Подруга» в ответ: "Да, мне это знакомо. Когда молодые дизайнеры присутствуют в шоу-румах, приходится быть осторожной и хвалить, не говорить честно байерам, что это фигня. А потом выдумывать причины, почему мы не будем покупать коллекцию, мол, бюджет закончился или в следующем году купим."
И так весь вечер. Я совершенно теряюсь в таких ситуациях, и потом не меньше недели прокручивала в голове все подколки, думая, что здесь можно было ответить так, а тут эдак… Но, конечно, задним умом все крепки. А вчера Алика
rikki_t_tavi рассказала, как правильно реагировать в таких случаях, за что ей большое спасибо. Для меня это было откровением - алгоритм простой, понятный и легко применимый. Цитирую ответ Алики:
"Небрежно доставая айфон из чехла Louis Vuitton и глядя на мой коммуникатор: "Это у тебя HTC Touch? У меня такой был до айфона, постоянные проблемы с Интернетом, у тебя он хоть работает? Я страшно довольна, что поменяла."
- Работает, ага, нормально. Я же тут в основном и в Европе. Но если у вас там интернет плохой и покрытие так себе, то конечно, приходится покупать подороже что-то, чтобы хоть как-то работало, я понимаю.
Я упоминула начальника-француза, «подруга» спросила: "Ты говоришь по-английски и французски?" Французский у меня неидеальный, но я кивнула. И хорошо, что кивнула, так как следующий вопрос жалостливо-недоуменным тоном: "И тебе их хватает?!"
- Хватает, да. Все мало-мальски образованные люди в Европе говорят на том или другом. Но, конечно, если в регионах где-то скопление китайцев там или еще кого, то, наверное, английского с французским не хватит, нужно разные местные учить. Сочувствую.
- "Да, мне это знакомо. Когда молодые дизайнеры присутствуют в шоу-румах, приходится быть осторожной и хвалить, не говорить честно байерам, что это фигня. А потом выдумывать причины, почему мы не будем покупать коллекцию, мол, бюджет закончился или в следующем году купим."
- Сочувствую! А что хорошие дизайнеры с вами не работают? Опасаются провинции или у вас выходов на них нет? Конечно, на одних молодых да неумелых далеко не уедешь. Но надеюсь, вы хоть что-то находите для продаж?
И да, оно тренируется, это умение. У него есть алгоритмы и приемы, вполне нехитрые. Оно не включается само собой. Вот и у этой дамы оно ведь десятилетиями оттренировано.
Но в контр-реакции есть несложные принципы, которые можно умственно тренировать. Все ответы заранее не выучишь, но можно выучить принципы мордобойных ответов.
Например, никогда-никогда не принимать мяч на своем поле, если сказали гадость. То есть никогда не объясняться, не оправдываться, не приводить какие-то подробности и лепетания - их отметут виртуозно и еще добавят вслед. Как только вы начали объясняться - вы проиграли. Не оставлять мяч на своей половине вообще, а немедленно перебрасывать сопернику. Все, что он сказал, представлять ЕГО проблемой. И вместо объяснений о себе - расспрашивать его и уточнять, как будто это его проблема. Это срабатывает дважды хорошо.
Во-первых, задавать вопросы и смотреть, как человек выворачивается и корчится, значительно менее энергозатратно, чем самому оправдываться или злиться в душе и пытаться скрыть.
Во-вторых, человек произвел выстрел и ожидает вида подстреленной жертвы, но никак не ожидает, что его вопрос вдруг срикошетит и станет выглядеть, как его признание в неудачности, в проблемах, в потерянном лице. Он растеряется от невероятности подмены - как это вдруг он оказался в лузерах?? И ведь это точно как-то вытекло из его собственных слов! И он уже не в позиции охотника преследущего, а в позиции дающего обяснения, оправдывающегося. И это значит как раз противоположное к первому моему совету - для него это энергозатратно, эмоциезатратно и время у него тратится на обдумывание ответов про себя и восстановление равновесия, а не на следующий hostile шаг.
Он непременно вывернется, и после ответа сделает следующий заход в попытке подмять собеседника в нижнюю позицию, более грубый, не такой тонкий от отчаяния. но поскольку он уже в отвечающей позиции, можно заброс пропускать мимо ушей и продолжать говорить, как будто обсуждается его проблема.
В самом крайнем случае, можно на его вторую реплику сказать с многозначительной усмешкой ( тонкой) - аа, понятно!
Эта фраза неизменно бесит огромное количество вербально агрессивных, но не употребляющих открытые грубости людей:)
Типа - нет, мы работаем и с отличными дизайнерами, мы на это нацелены, но плохих дизайнеров тоже много и они попадаются ( оправдывание и объяснение) Ну что я тебе говорю - ты-то в своем рукодельном мире должна хорошо это знать, вы же обычно кустарные все самоделкины ( наезд, чтобы восстановить позицию сверху, и более грубый наезд, чем первый)
Можно не принять на своем поле последнюю фразу и немедля перевести ее как печальный опыт собеседника. И сказать что-то вроде - ну да, логично, что больше приходится общаться с бездарностями, ты права в своих наблюдениях. Конечно, это усложняет твою работу, я понимаю.
и это опять стало ЕЕ опытом и ЕЕ проблемой.
А можно, если лень, сразу сказать на эту фразу - аааа, понятно.
И так сочувственно улыбнуться.
Ничто так не бесит их как возможность быть неправильно понятыми - в принижающую сторону :)»
В продолжение - полезнейший пост Алики о том, как себя вести, если вы не уверены, наехали на вас или нет. :)