Написать эту часть меня подтолкнула дискуссия в одном сообществе, а эпиграфом к ней я бы поставила
свой любимый диалог из «Алисы в Стране Чудес»:
“Вслух же она спросила:
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно... - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.
- ...только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. - Нужно только достаточно долго идти.”
Прежде чем принимать решения о товаре или услуге, с головой бросаться в исследование рынка, определение клиентов и конкурентов, необходимо задать себе вопрос - а куда я хочу попасть? Каковы мои личные цели и мои цели в этом бизнесе? Очень уж многие начинают заниматься чем-то, не имея в голове ни малейших планов на будущее. Тогда они либо не прикладывают достаточно усилий для движения в нужном направлении, либо наоборот, хватаются за все, не оценивая, а надо ли им это, растрачивают попусту время и энергию.
Любой бизнес, будь то хэнд-мэйд, мастер-классы, индивидуальные занятия, надо рассматривать в рамках собственной жизни и личных целей. Чего именно вы хотите достичь? Для чего вы этим занимаетесь? Сколько времени вы готовы этому уделять? Как это вписывается в вашу жизнь?
Многие книги и бизнес-тренеры подталкивают определять свою жизненную миссию, ставить глобальные цели в бизнесе и прикладывать усилия к тому, чтобы их достичь. Я не согласна с ними. Я считаю, что не хотеть быть самым известным в стране дизайнером или самым уважаемым мастером духовных практик так же нормально, как и хотеть. Главное - знать свои желания и трезво оценивать свои возможности. Вы хотите создать собственное дело - прекрасно. Вы хотите добиться славы и признания - великолепно. Вы просто хотите подзаработать денег «на булавки» в свободное от основной работы время и не готовы прикладывать массу усилий к продвижению себя и своего бизнеса - это столь же достойный выбор, как и первые два.
Все ваши последующие действия будут основаны на ответах на эти вопросы. Если ваши амбиции велики, и вы хотите не только денег, но и известности, стоит заняться выстраиванием бренда. В принципе, грамотное «раскручивание» собственного имени позволит потом запрашивать больше денег за то, что вы предлагаете. Но придется приложить усилия к раскрутке и не ожидать на первом этапе значительной прибыли, поскольку вам надо принимать участие в тех мероприятиях, которые не обязательно приносят деньги, а чаще, наоборот, требуют финансовых вложений. Это все, разумеется, необходимо совмещать с созданием новых товаров/предоставлением качественных услуг, поскольку пустое место раскрутить без серьезных финансовых вложений сложно.
Если вы хотите заработать деньги и как можно быстрее - выбирайте массовый маркетинг, не чурайтесь ремесленничества, повторений хорошо продаваемых вещей или услуг, подстраивайтесь под вкусы и потребности той публики, которая тратит деньги даже в кризис, уделяйте максимум внимания прямым продажам, экономьте, рассчитывайте и учитывайте все до копейки.
И помните, что постоянный бизнес хорошо делать на тех товарах и услугах, которые требуют постоянной замены или повторений, поскольку это означает постоянный спрос. Продукты питания, косметика, парфюмерия, бытовая химия - все это нам требуется регулярно. Уход за собой, физическая нагрузка - тоже. В то время как языковые или другие обучающие курсы завершаются, когда клиент достигает желаемого уровня мастерства. Коллекционные куклы и мишки-тедди с сертификатами дороже, чем сувенирные или детские игрушки, но спрос на них не так уж велик. Шарфов можно иметь много, а количество пальто у женщины, как правило, ограничено. А уж свадебные колье или диадемы требуются в лучшем случае пару раз в жизни. :)
Можно ли совместить и деньги, и бренд? Можно. Но это будет работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю, либо вы должны быть очень талантливы и удачливы. Если вы к этому готовы - вперед.
Если же для вас ваше занятие - самовыражение, отражение ваших личных ценностей и склонностей и вы не хотите или не можете тратить на него много времени, будет сложно ожидать большого дохода или известности. Как верно заметили в одном из комментариев, «ваше самовыражение покупать никто не обязан». Либо вам потребуется большая удача, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время и стать востребованным. Уверяют, что можно научиться привлекать и удачу тоже, но маркетинг этим не занимается.
Разумеется, эти планы можно и нужно иногда пересматривать, но во всяком случае, вы всегда будете уверены, что двигаетесь именно туда, куда хотите в данный момент времени.
РЕЗЮМЕ: если ты не знаешь, куда идешь, не удивляйся, что никуда не попадаешь. Прежде чем решать, что вы будете продавать, кто ваш клиент и как к нему подступиться, определите, чего вы хотите.
• У вас есть жизненные цели? Амбиции? Сокровенные желания? Как ваш бизнес вписывается в них и помогает их достичь?
• Вы хотите построить собственную компанию? Насколько большую, с каким оборотом? Какова она будет через пять лет? Через десять? Будьте максимально точны, используйте цифры. Представляете ли вы, что для этого требуется? Обладаете ли вы необходимыми знаниями, умениями и навыками? Вам нужно дополнительное обучение или привлечение грамотных специалистов со стороны? Готовы ли вы тратить время и усилия на это? Сколько?
• Вы хотите сделать себе имя? В качестве кого именно? За что вы хотите быть известным? Что вам ближе? Можно делать прекрасные изделия, но можно и обучать этому, а можно также продавать редкие материалы для чего-то, или быть экспертом - все работы хороши, выбирай на вкус. :)
• Вы хотите иметь побочный доход в свободное от работы время? Насколько большой? Сколько времени вы готовы потратить на это - в день, в неделю, в месяц?
• Вы хотите просто иметь хобби, работать по вдохновению и не готовы тратить время на методичное выстраивание бизнеса? Поздравляю, вы точно знаете то, что вам нужно, а главное - вам легко этого добиться. Просто скажите это себе и не позволяйте другим мастерам, чужим успехам в той же области, разным маркетинговым блогам и собственной зависти толкать вас делать то, к чему вы не готовы. Это их путь, а вы уже знаете ваш.