окончание, предыдущая часть здесь -->
https://argir.livejournal.com/183715.html Ну и про "Повесточку"(tm). По хорошему, чтобы про неё написать, нужно по волокнам буквально разбирать каждого персонажа, каждый диалог, каждую сцену и смотреть что они транслируют, к каким подводят мыслям. Но это нужно писать раза так в четыре больше, чем я уже вон написал стену бесконечного текста и притом оно будет чудовищно скучно. Пробегусь в пару слов по верхам буквально. Да, кто считает, что я дался ёбу, что я везде уже вижу происки жидорептилоидов и прочее - а я даже спорить с этим не буду, неинтересно. Мне интересно если кто-то может аргументированно оппонировать, без детсадовского "а докажите что это плохо!" или "а вот я там этого не увидел!".
Кто в истории Tell me Why показан как безусловное зло, законченные подлецы, корень и причина всех бед и неурядиц? Последовательно:
1. Строгие родители, заставляющие ребёнка заниматься Неприкольненьким, вроде систематической физкультурки или изучения скучных технических дисциплин, в то время как он Яркая Личность и хочет Свободы Творчества и Необузданной Страсти.
2. Религиозные мракобесы, навязывающие свои замшелые, устаревшие, неактуальные, неприкольные и никому не нужные нормы. Например, что девочку которой в 12 лет пришло в голову стать мальчиком нужно не поощрять и тем более не отдавать её туда, где какие-то скользкие дяди и тёти ей будут объяснять что "пол - это социальный конструкт" и "твоё тело - твоё дело".
3. Белые гетеросексуальные мужики, которым - известное дело! - только дай задурить голову несчастной женщине, хищнически воспользоваться её минутной слабостью и тут же слинять, оставив несчастную женщину выгребать с ребёнком на руках и без средств к существованию. Притом такие беложопые гнусные гетеросексуальные мужики - они ведь ещё (как выясняется по ходу истории) склонны к накоплению капитала и рвутся к власти, а вот это уже совсем ни в какие ворота в наш-то просвещённый век!
Кто наоборот показан безусловно положительно, как те от кого главные героини могут получить поддержку, доброе слово, найти понимание, помощь и прочая. Два персонажа, которые по своим действиям, по тому как они представлены не должны вызывать ничего, кроме симпатии:
1. Юный сельский педераст, неформал, творческая личность и представитель коренного населения (хотя скорее метис)
Исключительно добрый, мягкий, приятный в общении, отзывчивый, честный, понимающий - и дальше в бесконечность. Неудивительно что по ходу истории "Тайлер" в него влюбляется примерно на вторые сутки знакомства и история их романа - это исключительно теплота, понимание, уважение, привязанность и прочее "флафф и ня", как говорят девушки.
Рыбак рыбака в попу балует иногда
Девушки говорят, что это (история взаимоотношений двух весёлых ребят) показана исключительно мило, "как в девичьих фантазиях". Поверю на слово, но у меня вызывало дикий хохот, что девчонка уехала из родного посёлка, приложила какие-то дикие усилия, чтобы стать полу-парнем, а потом вернуться в тот же посёлок и замутить с весёлым бурятом. Мне хотелось взять её за уши и, проникновенно глядя в глаза, спросить: дура, ты не могла просто, вот без всей этой хуйни, пойти купить джинсовый костюм, банку анальной смазки, подстричься под мальчонку и разрешить этому перцу называть тебя в минуту страсти "Петрович"?
2. Темнокожая офицер полиции, образцовый сотрудник (за всю игру только она показана в участке как занятая каким-то полезным делом) и яркая активистка ЛГБТ-движения, о чём в первом же разговоре подробно излагает "Тайлеру".
Она же обозначена как "близкая подруга Алисон", а по ходу игры даны два намёка - один тонкий, второй толстый - на то, что эта Дениз заодно и её романтический интерес. Алисон вообще интересно показана, на первый взгляд как такая серьёзная, аккуратная, немного скованная девушка, которая не ищет ни с кем близких отношений и слегка "на своей волне", но кто в теме за нетрадиционное, тому намекают, что у неё, как минимум, есть "старшая подруга"(tm).
И три персонажа, показанные вроде бы нейтрально, но все "белые гетеросексуальные мужчины", поэтому показывать их положительно - харам.
1. Местный работяга, отставной механик-моторист с речфлота.
Мужик, который по факту тянул на себе всю семью Ронан, сам своими руками построил добротные пристройки по хозяйству, чинил дом, помогал рыбой-мясом итд. В сюжете он работает обоснованием (одним из двух) почему Мэри-Энн с дочками тупо не пошла в посёлок рыться по помойкам и просить милостыню от голода. Но, чтобы не показать его вдруг просто хорошим человеком, проговаривается что он во-первых активно звал Мэри-Энн замуж (но не на ту нарвался! она личность непростая, творческая, тонко чувствующая поэтому принимала у себя другого мужика, женатика, который ей даже хавкой не помогал, а потом и вовсе весело дал дёру когда узнал что она залетела), а во-вторых после её смерти начал активно спиваться.
В итоге он ходит по сюжету постоянно бухой, матерный, нелепый и неряшливый, неспособный связать два слова и вызывающий нечто среднее между брезгливой жалостью и брезгливым же раздражением.
2. Как ни странно, шериф всей этой богадельни. Тот самый Анискин, который успешно вёл дело о самообороне ножницами в спину.
Не чистый белый европеоид, а ещё один метис, что как бы частично его должно оправдывать. По сюжету он, как эстафетную палочку, принял близняшек Ронан после смерти Мэри-Энн, десять лет оплачивал Олли ("Тайлера") содержание в "сообществе для трансов", а Алисон просто содержал как опекун. Причём, если внимательно посмотреть её комнату в самом начале, и держать в голове что вообще-то дело происходит не в престижном районе Майами, а в рабочем посёлке на окраине Аляске - видно, что Алисон материально обеспечена не просто хорошо, а очень хорошо.
Но опять - нельзя же его показать совсем уж положительным персонажем. В результате он чрезмерно и не по делу строжится, непонятно зачем с порога пытается застроить сестёр (безуспешно). Трансуху, когда та залезает в полицейский архив и палится, вытаскивает оттуда за шкирку явно с трудом сдерживаясь чтобы не пробить по жопе.
Потом выясняется, что у него длинный шлейф грехов, вроде того что он по своей воле не позволял Алисон навещать сестру пока та была в клинике, он же не слишком охотно помогает сёстрам в их колобковом расследовании, более того пытается отговаривать (что, кстати, нетрудно понять, учитывая что он видит как девки бегают по посёлку накрутив себя и друг-друга до нервяков и скандалят с людьми), лжёт (!) скрывая известные обстоятельства типа из лучших побуждений и в целом он им просто не помогает, максимум - активно не мешает.
Он не вызывает к себе симпатии. Ходит по сюжету какой-то не по делу крикливый чёрт "с палкой в заднице", как говорят американцы и выступает в амплуа "строгий папаша". Во! Если кто вспомнит сожителя матери Хлои из LiS - в деталях разное, но по общему вектору персонажа близко.
3. офицер Греггс, сотрудник полицейского участка Делоса.
Мелькает в основном на заднем плане, но потом с ним есть единственная и довольно мерзкая сцена, в которой он начинает зачем-то гнобить Алисон и чуть не доводит её до нервного срыва. Ещё раз: это рядовой сотрудник полицейского участка, он прекрасно знает что Алисон находится в статусе "любимая дочь шерифа", его непосредственного даже не начальника, а командира - и он же начинает её на ровном месте подпрессовывать, давя на больное, без всякого смысла и выгоды для дела или для себя лично. Чисто потому, что мудак.
Он единственный ярко выраженный белый европеоид, которого мы видим в участке. Выглядит как внебрачный ребёнок курсантов Барбары и Таклберри из "Полицейской Академии", с идиотской причёской в стиле "мамин спецназер", с нелепой и смешной пузатой фигурой (на скрине не видно, лень искать этот момент в игре) мужичка, который как-то пытается заниматься физкультурой, но жареные крылышки и пиво под телевизор всегда оказываются сильнее.
Единственное что про него проговаривается в игре (т.е как нам этого персонажа представляют) - что он недавно задержал и доставил в участок какого-то перца, находившегося в розыске. Отдельно подчёркивается что заслуги его в этом нет потому что тот перец к моменту задержания отравился тухлой рыбой и не то что оказывать сопротивление, а самостоятельно передвигаться уже не мог. Но Греггс своим поступком неистово гордится и этим всех уже утомил.
4. Некто "мистер Гершвин", амплуа "злобный немолодой мужик с сиплым голосом"
Местный браконьер, злодейски убивающий лосиков и мишиков, замшелый консерватор, сторонник традиционных ценностей и второй поправки. По-моему он вообще единственный (!) из всех персонажей в игре, кто реагирует на "Тайлера" открыто-негативно. Притом без мата, а в стиле "Чёё?! Так, пошёл я отсюда.", но всё же откровенно демонстрирует неприязнь и отсутствие желания общаться. Символизирует, судя по всему, старшее поколение, цепляющееся за устаревшие ценности вроде права на вооружённую самооборону и решительно отказывающееся принимать и понимать затейливые половые игры поколения молодого.
Замечу - это я не выбирал специально ярко выраженных персонажей из, скажем, тридцати представленных в игре. Те что я перечислил - это почти все персонажи, которые мелькают в игре хотя бы на один короткий диалог. Кроме перечисленных есть ещё ЕМНИС два третьестепенных женских персонажа, показанных нейтрально-доброжелательно, одна из них приходит в участок сделать заявление что видела кто воровал почту, вторая на кладбище навещает могилу родственника. Всё!
Или другой момент - за всю игру ни разу не то что не показывают, а даже не упоминают т.н "традиционную семью" в положительном ключе. Все персонажи - или одиноки, или это люди с развалившимися семьями от которых остались только скандалы, алименты и презрение выросших детей. Если показывают людей в браке, то оказывается что это давно исчерпавшие себя отношения усталых бездетных немолодых людей, которые уже ничего кроме скуки и презрения друг к другу не испытывают и общаются в стиле "муля, не нервируй меня!". Если упоминается что у кого-то была семья, то обязательно неполная, безотцовщина на марше. Молодые люди живут на воспитании каких-то дальних родственников (как сельский гомосек) или опекунов (как сёстры Ронан), понятие "родители" или "старшие в семье" сугубо виртуальное или его вообще нет.
Чтобы один раз за всю игру узнать о том, что вообще в мире существует семья вида муж-жена-ребёнок нужно буквально пылесосить одну локацию и найти там фото семьи, которая во-первых выглядит карикатурной, какой-то слишком нарочитой, а во-вторых тут же даётся ремарка, что эту семью составили местные сельские обормоты - деревенский шпанёнок, женившийся на такой же бестолковой своей подружке потому, что "все так живут".
И там же звучит предостерегающий окрик Тайлера в адрес сестры мол "Ты только не говори что у тебя Материнский Зуд!" и она тут же начинает оправдываться мол "Нет-нет, ты что...". То есть думать о детях, о материнстве для здоровой девки 21+ - это фу, харам и недостойные животные инстинкты, которых нужно стыдиться и за которые нужно оправдываться.
И как бы в противовес этому в игре четыре кажется достаточно продолжительные сцены - от которых нельзя увернуться - в которых многократно проговаривается какое же это счастье жить на фемдаче в ЛГБТ-сообществе, среди исключительно хороших, добрых, понимающих, отзывчивых и в целом прекрасных людей. Тайлер двигает речугу (причём там смешно - в диалоге сестра спрашивает её, мол "что тебе нравилось в Сообществе?", на выбор два ответа: "еда" и "люди", так вот, если выбрать ответ "еда" Тайлер всё равно выскажется в стиле анекдоте "... а вот если бы у рыб была шерсть, то в ней бы водились блохи!"), потом он же общается с поселковым шалунишкой и тот её активно зазывает в аналогичную тусовку, про это же говорит полицейская боевая негритянка и дальше с остановками.
В итоге получается такая чёткая чёрно-белая картина, до странности похожая на взгляды наших т.н "либерастов". Когда с одной стороны есть тяжёлый и душный поселковый мрачняк, где угрюмые пролетарии с серыми лицами трудятся на нелюбимых работах, устало бухают и без охоты ебут некрасивых и нелюбимых жён, приживают детей без любви, а только "потому, что так здесь заведено" и потом их же морально ломают, заставляют повторять всё то же самое на следующем витке цикла.
А с другой стороны есть прекрасные, душевные геи и лесби, красивые, сильные и интеллектуальные, весёлые и задорные, отрицающие этот поселковый пролетарский душняк, живущие сообществами где все всех непрерывно понимают, уважают, ценят, поддерживают и все заняты исключительно Творческим и Прикольненьким.
Там правда вполголоса упоминается, что жить в таком радужном аналоге яслей для взрослых вообще-то стоит денег, но и даётся ответ где эти деньги взять. А оплачивать это должны те самые Родаки из грязного посёлка для людей серыми лицами и тогда их дети не будут слишком сильно на них обижаться за их Отсталость, и может быть даже однажды Простят.
Главная тема Тайлера, т.е транса - это то, что ему нужно "понимание". Красной нитью из сцены в сцену - "да вы понимаете как ему/ей тяжело?! да как вы смеете косо смотреть! и называйте правильно "трансгендерная праволеворульная квир-персона с небинарной идентичностью" - это вообще-то просто запомнить! а другие слова звучат оскорбительно и наносят травму!!" и прочее-прочее.
Так кто бы спорил, что понимание - это вообще хорошо и правильно, в том числе и для геев, и для трансов. Только я всю жизнь думал, что понимание, уважение, сочувствие, помощь, поддержка итд. в первую очередь должны доставаться малым детям, старикам, больным и калечным, в крайнем случае людям занятым на опасных и вредных работах или оказавшихся на обочине жизни. Тем у кого реально от вопроса помощи окружающих, от их моральной поддержки может зависеть жизнь. А здоровая-румяная-сытая кобыла 21 года, обеспеченная, без детей и обязанностей, с планами "поездить по миру, получить возможно высшее образование" и у которой при этом что-то там нетрадиционно чешется в области малого таза, в очереди на какое-то особое, не как для простых людей, "понимание" стоит примерно на стопятидесятом месте.
Повторюсь - про всё перечисленное можно сказать мол ну это такой жанр, социальная драма, она обязана делать упор на проблемы угнетуемого меньшинства, освещать и выпячивать, укрупнять и подчёркивать и нехрен тут искать Происки(tm). Но вот интересно, захожу я, например, на Метакритик, смотрю оценки у Life is Strange и у Tell me Why. У LiS оценка критиков (т.е игрожура) 85 из 100, то есть "великолепная игра с незначительными недочётами", оценка пользователей 8.6 из 10, то есть "да! охуенно! нам очень понравилось!". А у TmW оценка критиков 75 из 100, т. "отличная, достойная, прекрасная игра, которую есть за что покритиковать, но в целом очень", а оценка пользователей 5.4 из 10, то есть "нуууу, такое....". Это разброс чуть не втрое больше, чем сейчас у "Киберпанк 2077". Критики хвалят, критики в (умеренном) восторге, а пользователи анонимно ставят палец вниз. Интересно, почему?
Может потому, что Дотноды в красивую (безусловно), но в целом середняковую игру грамотно подпихивают правильные Темки, на которые пресса дисциплинированно реагирует как дрессированная собачка? Потому, что по другому реагировать уже не может. Как же можно поставить низкий балл игре в которой впервые в истории (!) можно поиграть за открытого транса? Тут же налетит толпа попугаев в перьях и с разноцветными волосами и будет пытаться "заканселлить", "кинуть страйк", забанить, а на всех причастных строчить доносы и репорты, пытаясь выгнать из профессии.
А это уже беда и не потому, что мне не нравятся трансухи, геи и прочий балаганчик, который в основном состоит из пресыщенных ребятишек, занимающихся примерно тем же, что с весёлым цинизмом изображено ещё на греческих вазах. Понятно, что там есть и люди с реальными проблемами - жертвы физического насилия или растления в малолетнем возрасте, которым по хорошему нужна медпомощь, а не "понимание", но про них почему-то в актуальной болтовне особо не слышно.
Проблема в том, что сначала СМИ начинают оглядываться не на всю тусовку, которую они якобы представляют (в случае с видеоиграми - т.н "геймеров"), а на самую крикливую и скандальную её часть. Сначала по принципу "не тронь говно - вонять не будет", а потом не успеешь оглянуться и уже стоят в позе "чего изволите-с?", а любое агрессивное меньшинство (пока оно меньшинство) всегда ведёт себя по одному алгоритму - непрерывно и по мелочи атакует, орёт, верещит, старается загнобить и создать проблемы, тем самым выбивая себе преференции за счёт большинства.
Потом подтягиваются дельцы (см. Дотнод), которым вообще всё это по барабану, им нужно заработать денег. И они ориентируются не на молчаливую массу игроков, а на СМИ потому, что оценки на Известных Сайтах можно показать инвесторам и сдоить с них бабло на следующий проект, а массу игроков как ты покажешь? Получается замкнутый круг - СМИ ссут крикливых попугаев, крупные дельцы, работающие с заёмным баблом, ориентируются на СМИ. А где в этой системе те, для кого вроде как предполагается готовый продукт? Они в жопе. Потому, что у них нет своего голоса, и даже известная тема "голосуйте рублём/ногами", мол не покупайте плохие игры, не ходите в кино на негодные фильмы здесь особо не срабатывает. Или срабатывает, но только в тех случаях, когда обсёр получается ну совсем уж эпичным - как в случае с КП2077.
И если эта тема продолжит работать как работает, то самой эффективной бизнес-стратегией будет делать очень середняковый продукт не сильно в него вкладываясь ни по деньгам, ни по усилиям, но главное правильно расставить все акценты, кому надо лизнуть, получить свои 75% от критиков и не ниже 5 баллов от игроков и дальше дёргать Инвесторов(tm) за вымя.
Альтернатива? Те, кто не зависят от СМИ, не делают на них ставку. Тема с "краудфандингом" вроде что-то обещала, но быстро скукожилась после того как народу приелась идея вот мол я, Вася Пупкин, лично финансирую Игру Мечты, как бы соучаствуя в процессе ей создания, и после того как тему плотно обсели жулики, собирающие фонды "на ремонт Провала". Остаётся пока индюшатина за совсем немного денег и соответствующего качества да ещё может быть подтянутся на рынок китайцы, которым все эти европейские/американские приколы на "Толерантность" падали кирпичом на ногу.
А пока посмотрим какой будет третья Life is Strange потому, что сдаётся мне TmW во многом выпустили как такой пробный шар, посмотреть и откатать "в натуре" некий набор идей и решений перед тем как бахнуть большой номерной проект.