В прошлом году тибетцы выступили, в этом году очередь уйгуров подошла.
Я бы сказал, уйгуры - это единственная 族 (народность) КНР по отношению к которой ханьцы испытывают неприязнь, подчас резко выраженную. Антагонизм между ханьцами и тибетцами в общем односторонний, тибетцы недолюбливают ханьцев, но ханьцы (по-крайней мере, живущие за приделами Тибета) негативных чувств к тибетцам не испытывают, скорее даже позитивно выделяют их из прочих пятидесяти цзу как единственную "эндемичную" народность с богатой автогенной культурой. Что касается прочих народностей, то трения между ними и ханьцами, похоже, в основном отошли в прошлое - хотя небольшие волнения случаются ещё у мяо, хуэй, тудзя и некоторых тибетоязычных этний.
А вот с уйгурами особая история, тут сказывается в первую очередь религия, а также то, что уйгуры, как сказал-бы Лев Николаевич Гумилёв, не утратили ещё свой пассионарности. А когда два пассионария пытаются друг друга перепассионарить, ничего хорошего не случается.
Что касается религии, то тут уйгуры склоняются к более консервативной версии ислама, чем соседствующие с ними казахи и киргизы. На благодатном уйгурском поле хорошо восходят семена, сеемые пропагандистами из Афганистана и Пакистана, благо те под боком. В Синьцзяне даже существует вроде ячейка Аль-Каиды - правда, малоактивная и забитая суровыми товарищами из КПК. Поэтому когда ханьцы едут в отпуск в Синьцзян - что вобще-то происходит редко - то посещают в основном казахские и киргизские районы региона. Более того, в последние лет 10 муссируется слух, что север и запад СУАР, где живёт много казахов (кое-где они даже составляют национальное большинство) планируется выделить в отдельный Автономный Регион.
Между тем, уйгуры отлично понимают своё привилегированное положение как крупной (и "взрывоопасной") цзу. Видимо в пику активной "синизации" СУАР, уйгуры в последнее время начали активно расселяться по богатым восточным провинциям Китая. В крупных городах, в том числе и в моём родном Нанкине, образовались уйгурские землячества, активность которых не всегда носит легальный характер. Полиция часто оказывается ограниченной в применении санкций, поскольку пойманные на воровстве или вымогательстве члены уйгурских банд прямо указывают на потенциальные национальные волнения, в случае чего. Доходит до того, что полицейские сознательно оставляют пойманных воришек в руках бдительных граждан и прогуливаются в сторонке, пока те метелят романтиков с большой дороги, как сидоровых коз.
При поступлении в университеты порог проходимости у представителей меньшинств, особенно тибетцев и уйгуров, существенно ниже, чем у ханьцев, что тоже не добавляет радости последним. Вообще в политике кнута и пряника китайского правительства прослеживаются очень знакомые черты советско-сталинской школы. Как символ её - регулярные передачи о солнечном Синьцзяне на китайском ТВ и концерты местных акынов. Также редкий концерт на государственный праздник обходится без задорного напева домбры или зурны.
В общем, узел в СУАР завязан не проще тибетского. Правда, в отличии от Тибета, в Синьцзяне у ханьцев есть потенциальные союзники - малые нации вроде казахов, киргизов, русских, таджиков и пр., которым вовсе не светит создание исламского фундаменталисткого государства уйгуров. У них есть подозрение, переходящее в уверенность, что в уйгурском халифате небо им быстро покажется с овчинку.
Я сам бывал в Урумчи два раза. В последний раз, не учтя то, что во всём СУАР автоматы не принимают карточки зарубежных банков, чуть не остался без копейки в кармане. Вовремя вспомнил о такой волшебной штуке, как Вестерн Юнион и на последние деньги позвонил матери в Германию. Если бы это не сработало, восстание случилось бы тремя годами раньше. И я знаю, кто бы его возглавил! :)
Фотки NYT и Синьхуа.