Продолжаем наше путешествие по южнокитайской провинции Юньнань.
Покинув Дали, ваш покорный слуга и его верный спутник Птарх покатили выше в горы, в область, населённую тибетоподобным народом наси. Этому региону и культуре наси много лет исследований посвятили австриец Йозеф Рок и русский эмигрант Пётр Гуляр, написавший об этих местах увлекательную книгу «Потерянное королевство». Книга написана 60 лет назад, но в Лицзянге до сих пор продаётся на каждом шагу.
Надо сказать, провинция Юньнань - это просто рай для этнолога. Редко какой регион может похвастаться таким этническим и культурным разнообразием. На этом богатом фоне народ наси и родственные с ними мосу - одна из крупнейших жемчужин. Во-первых, наси до сих пор сохраняют матриархальное устройство общества, что даже нашло отражение в их языке: чтобы сказать «глыба» надо к слову «камень» прибавить окончание женского рода, а прибавив окончание мужского рода получишь «речная галька». Во-вторых, женщины наси до сих пор часто носят национальную одежду - как в праздники, так и в будни.
Но главное, наси - это создатели и носители уникальной культуры, условно называемой «донгба» (русс. «дунба»). Самое интересное в ней - шрифт, придуманый шаманами народа наси (собственно, «донгба» и есть самоназвание этих шаманов) в XIII веке. На сегодняшний день шрифт донгба является единственным всё ещё используемым иероглифическим шрифтом земли. Им, а ещё упрощённым шрифтом гэба, записана богатая религиозная и мирская литература наси начиная со средневековья. Религия наси представляет собой причудливую смесь элементов тибетской проторелигии бён и буддизма интерпретации школы кагью-па.
Сегодняшняя столица наси - город Лицзянг (русс. Лицзян, Даянь) является таковой с конца XIII века, старая столица - село Байша - расположено 8 км. севернее. О нём позже. Лицзянг - довольно большой город, живописно раскинувшийся у подножья гор Нефритового Дракона. Старый город, пострадавший от землетрясения 1996г., но с любовью восстановленный, ныне объявлен культурным наследием ЮНЕСКО. Ещё лет 12-14 назад бывший «потаённым садом» для знатоков, сегодня Лицзянг является одним из самых популярных туристических бастионов Китая.
Это пруд Чёрного Дракона в одноимённом парке. Потрясающее место.
Вот так примерно выглядит старый город Лицзянга. Кафе, ресторанчики, магазинчики, сувенирные лавки, отельчики, каналы.
Труженики и труженицы гастрономического Лицзянга на утренней зарядке.
В Лицзянге можно много, хорошо и дёшево кушать. Почему-то это принято делать в основном с наступлением темноты, когда в старом Лицзянге начинается активная ночная жизнь. Улицы полны народу и освещены множеством китайских фонариков, отовсюду тянет вкусными запахами, а бойкие официанточки наперебой зазывают посетителей в свои ресторанчики. Конкуренция нешуточная, неуверенных гостей прислуга двух соперничающих заведений может разорвать пополам. Пищу сервируют всякую, от того, что народ наси себе представляет под словом "пицца" до вполне приличного японского хавчика, не говоря уже о местных деликатесах вроде майских жуков с тофу под соевым соусом и тд. Меню дублируются на английский, но это помогает не всем. Птарчик долго серчал на то, что пол-меню занимают замороженные блюда - мороженная лапша, мороженный рис, пока не выяснил, что слово "fried" значит не то, что он думал :)
Донгба. Втирает что-то туристам.
Тихий дворик.
"Верной дорогой идёте, товарищи капиталисты!"
После дня в Лицзянге мы снова взяли велосипеды напрокат и отправились в село Байша - старую столицу наси. Как ни странно, хотя Байша расположена всего километрах в восьми от Лицзянга и упомянута Lonely Planet, ей удалось сохранить аутентичную атмосферу и вид; избежать массового туризма. В момет нашего визита мы только раза три видели туристов. Байша живёт своей неспешной сельской жизнью, и только пара уютных наси-забегаловок на главной улице говорят о том, что туристы сюда всё-таки заезжают.
Село живописно расположено среди гор и пролесков, домишки старые, помнящие ещё императоров, во дворах буйволы и коровки, в поле что-то собирают пейзанки в ницональном облачении. Идиллия, да и только.
ЗдОрово, а?
"Лаовай, покупай семки, семки покупай!"
На своём нынешнем месте Байша находится со времён династии Минг (русс. "Мин"). Старая, столичная Байша воссоздана относительно недавно на прежнем месте в долине километра три-четыре дальше на севере. Её я тоже покажу. А в "мингской" Байше есть как минимум две поистине стоящие достопримечательности - дворец Дабаоцзи и храм Лиули.
Дворец знаменит своими религиозными фресками эпохи ранней Минг (XIV-XV век), которых сохранилось в оригинале 44, до культурной революции было больше. Фрески уникальны не только возрастом - мест, где можно посмотреть неплохо сохранившиеся фрески старше 500 лет на земле не так много - но и уникальным сочетанием традиций живописи нескольких народов - ханьцев, тибетцев, наси, тайцев. Фотографировать их, конечно, строго запрещено, а вот древнее крылечко - пожалуйста.
Храм тоже вполне впечатляет.
Как уже было сказано, непосредственно место древней столицы наси находится в горах за селом, указателями почти не обозначено и туристов там нет вообще. Не смотря на это, в сей глуши возвели громадный коплекс с монументами и стеллами, исписанными прославлениями "культуры донгба" на всех языцах. В центре комплекса находится Яйцо с большой буквы Я.
Лестница, которая видна на изображении, исходит от пустого музея, к которому прилагается "институт исследования культуры донгба" и группа спящих сном Белоснежки донгба-исследователей и охранников. Кроме них вокруг ни души. Пройдя институт, музей, стеллы, лестницу и Яйцо, путник попадает в более приятное место - а именно, удачно восстановленый город наси, каким он был на заре своего существования.
Над входом видна надпись шрифтом донгба - на нём, кстати, дублируются многие надписи в самом Лицзянге, например названия улиц.
Домишки эти необитаемы только на первый взгляд, на самом деле в паре из них живут тётки-торговки сувенирной дребеденью, которые просто обалдели, завидев настоящего лаовая в этой глуши. Купил у них скверно смердящую шляпу типа ковбойской, как защиту от дождика и получил в подарок маленькую фигурку лошадки. Шляпу выкинул при первой возможности, а лошадка с тех пор всегда со мной в кармашке рюкзака.