Что-ж, вот и последняя часть летописи наших с Птархом приключений в Китае. Напоследок судьба решила подарить нам неповторимые ощущения, чтобы поездка уж точно осталась в памяти надолго. Кстати, я заметил, что определённые моменты нашего прибывания в Гууйчжоу (например, вся дорога туда из Кунмина) выпали из моей памяти совершенно безвозвратно. Склоняюсь к мысли, что это оттого, что эти воспоминания были вытеснены непосредственно последующим эпизодом нашей поездки из Гуйянга в Хангчжоу. Но обо всём по порядку.
Едва мы достигли Гуйянга, даже прежде чем заселиться в гостиницу, я побежал покупать билеты. И тут понял, что во второй раз в жизни попался в ловушку по имени «Национальный праздник КНР». Билеты на эту и другие популярные праздничные даты купить невозможно. Гигантское количество китайцев пользуясь несколькими свободными от работы днями возвращаются в свои родные провинции или просто едут проведать друзей. Таким образом с 30.сентября по 4.октября никаких билетов ни на поезда, ни на самолёты достать невозможно. Кассирша долго искала прежде чем предложить мне вариант с множеством пересадок, причём половину пути надо было проехать стоя - то есть, вообще без места. Кроме того, в разных вагонах. Это нас совсем не устроило и мы (ну, Я конечно, от неговорящих толку мало :) стали искать другие пути попадания в родной Нанкин. Точнее, спрашивали мы всегда про Шанхай, справедливо полагая, что наибольшее число рейсов будет идти туда. Довольно скоро нас поймал некий шустрый мужичок - один из тех, что массово ошиваются вокруг вокзалов. Нам были предложены билеты на «комфортабельный рейсовый автобус» до Приморска за какую-то смешную цену. Посовещавшись, мы решили воспользоваться предложением. Конечно, совершать какие бы то ни было сделки с привокзальными частными торговцами не совсем дальновидно, но иного выхода просто не было. Остаться на неделю куковать в Гуйянге нам не улыбалось. Соблазнительно было также то, что на автобусе мы бы добрались до пункта назначения всего за чуть более чем сутки. Что уж там - подумали мы. И ошиблись.
… Через два дня мы с Птархом были подобраны возле вокзала старенькой маршруткой и довезены до дислокации автобуса. Разумеется, ни о каком комфорте и речи не было. Плотно-плотно всё пространство было забито креслами с прямыми, не регулирующимися спинками. Но это пол-беды. Контингент. Вот что особенно доставляло. Весь автобус был набит окрестным крестьянством. Этого, впрочем, и следовало ожидать при таких ценах и в это время. С самого начала было ясно, что это - типичная шайтан-арба для перевозки той самой дешёвой рабочей силы, на которой зиждется экономическое господство Китая. Людей нашего мира в автобусе было всего четверо - мужчина-инженер из Пекина и девушка, которая в самом начале поездки воткнула в уши плеер и отрешилась от всего. И мы с Птархом - на этом уровне практически гости с Сириуса.
Тяжкой была эта поездка. Веселье началось практически сразу. Мы ещё даже не покинули гостеприимный Гуйянг, как под автобусом что-то фыркнуло, крякнуло и мы остановились. Около часа водитель и его помощник копались во внутренностях строптивой машины, прежде чем мы покатили дальше. Автобус был набит под завязку. Как уже упоминалось, благоухающим крестьянством. В пути нас развлекал... Впрочем, тут нужно сделать ремарку: важное отличие китайских рейсовых автобусов от европейских состоит в том, что в них имеются функционирующие телевизоры, ага. Так вот, в ту поездку пассажиров до глубокой ночи развлекали китайскими юмористическими шоу для лаобайсингов - ну, попросту говоря, китайским «Аншлагом». В запасе у водилы имелось, по моим подсчётам, три ДВД, которые он и гонял по кругу. Моя участь была более ужасной, чем птархова: я некоторые шутки понимал.
Когда стемнело, мы начали предпринимать безуспешные попытки забыться сном. Тщетно. Во-первых, сидеть приходилось так, словно ты палку проглотил, вжав ноги в подбородок. Во-вторых до двух часов ночи над нами витал сатанинский смех евгениев вагановичей и елен степаненок. Короче, когда утром нас выгрузили из шайтан-арбы возле какой-то харчевни мы чувствовали себя как те русские князья, на которых татаро-монголы пиры справляли. Антисанитария в харчевне царила такая, что боязно было к чему-то рукой прикасаться, не говоря уже о том, чтобы в рот брать. Да и внешний вид еды внушал сильные сомнения в её перевариваемости европейскими желудками. Коротко посоветовавшись, мы решили, что ещё день мы просто не вытерпим. Посему я справился у водителя, заезжаем-ли мы в Хангчжоу - крупный и богатый город, который по идее должен был лежать у нас на пути. Узнав, что так оно и есть, мы выразили желание быть выгруженными там. Разумеется, выгрузка произошла не в самом городе, а возле автомагистрали в каком-то спальном районе. До центра мы добирались в неком странном средстве передвижения вроде овощевоза, владелец которого хотел содрать с нас за проезд несусветную, по местным меркам, сумму. Нам было всё равно, но гуйчжоуские крестьяне, парочка из которых тоже сошла в Ханчжоу, немедленно его заложили и пристыдили за такое отношение к белым господам.
На вокзале Хангчжоу царил уже полный... аврал, скажем так. Праздник был совсем близко. Измотанный, я простоял в разных очередях полтора часа, но всё-таки получил билет до Нанкина назавтра. После мы добрались до ближайшего отеля, который был довольно дорогим, но нам было уже плевать. Отлежавшись, предприняли вылазку в город. Собственно, очень жаль, что в нашем распоряжении было всего пара часов и мы были уставшими, как собаки. Хангчжоу (русс.: Ханчжоу) считается одним из красивейших городов Китая; согласно известной пословице: «на небе рай, а на земле Сучжоу и Хангчжоу». Тамошнее озеро Сиху среди китайцев как достопримечательность популярно ненамного меньше Великой Стены. Надеюсь, мне ещё представится случай познакомиться с этим городом поближе.
На следующий день мы наконец прибыли в Нанкин. Наш мега-трип закончился. По моим подсчётам, длинна его составила в общей сложности более 6000 километров. Последние дни в Нанкине прошли как-то бестолково и суетно. Мы почти негде не побывали, кроме магазинов. Пришлось понервничать из-за хостеля, где по случаю празднеств вообще не было мест, и только чудом нам удалось урвать комнатку. На пожарный случай нам всерьёз предлагали разбить палатку на крыше здания. Потом Шанхай. По интернету мне удалось найти весьма неплохой и недорогой молодёжный хостел - пусть на окраине города, но вблизи метро. Зато вечером, в центре самого большого города Китая мы банально не смогли найти китайского ресторанчика, а мне под конец приспичило отужинать именно в китайском ресторанчике. То ли бес водил нас кругами, то ли духи Шанхая нам не благоволили, но пробежав от Народной площади до старого квартала, а потом обратно другим путём, мы не смогли найти не одного из них. Отчаявшись, мы осели в одном из ресторанчиков японской сети Ajisen Ramen. Очень вкусная, разнообразная еда, замечательная атмосфера - до сих пор жалею, что их нет в Европе.
Потом было купание в толпе на знаменитой Нанкинской улице, прогулка по кишащему людьми Банду (кажется, именно она окончательно угробила отношение Птарха к Шанхаю), эпичная покупка мною часов «Омега» у уличного торговца, долгие поиски такси и поездка по ночной супер-метрополии.
А утром начался многочасовой путь домой, в Европу.
Вымотались мы, признаться, не слабо. Но главным образом из-за траблов последних нескольких дней, которые были связаны с проклятыми праздниками. В остальном же - путешествие было весьма насыщенным, увлекательным и духоподъёмным! По хорошему, каждому человеку такие необходимы минимум раз в два года!