Oct 10, 2010 00:45
все-таки напишу, ну невозможно же.
сегодня впервые в жизни смотрела Cirque du Soleil живьем. это пиздец.
в самом начале шоу, еще когда не поднят прозрачный занавес с нарисованной на нем старинной цирковой фреской (не знаю, как еще это описать), внутри него, на сцене, идет процессия самых разных венецианских масок-персонажей, клубы дыма, у них кадила из старинных кувшинов каких-то - и голос с неба говорит: "Добро пожаловать в мир Corteo". а потом поднимают занавес - и начинается другой мир, из которого не хочется уходить.
оно все сделано из старинных венецианских игрушек, которые могли бы лежать в сундуках чьей-нибудь аристократической прабабки, завернутые в вату и многослойные пожухлые кружева. под куполом летают разноцветные ангелы в фарфоровых юбках, человек идет по канату вниз головой, держа в руках два бронзовых канделябра, мертвый клоун с ангельскими крыльями летит над ареной на старом велосипеде, медленно крутя педали. а на сцене - карлики и гиганты в костюмах старинного итальянского цирка, бродячие волшебники, негры и китайцы, гнущиеся во все второны мускулистые люди какой-то другой расы.
это не собрание номеров, как в обычном цирке, хотя каждый отдельный номер встречают смехом, а провожают громом аплодисментов и криками "браво!". это история о том, как человек живет вверх, к Богу, а Бог смотрит из-под купола и иногда протягивает ему что-нибудь - лестницу, ни на что не опирающуюся и обрывающуюся за 20 сантиметров до руки ангела, или связку обручей, которые надо крутить, пока ты идешь по канату вверх, в небо, - и смотрит с доброй улыбкой, как ты встаешь на эту лестницу, не ведующую никуда, или на этот канат со связкой обручей, которые тяжелее тебя все вместе, и идешь вверх, несмотря ни на что, и тогда, если ты очень в это веришь, ангелы протягивают тебе лонжу и забирают тебя на небо.
у них в номерах зашиты ошибки и простой человеческий страх: они делают несколько подходов, спотыкаются, дрожат коленками и локтями, ошибкаются на публику, - от этого возникает ощущение, что они простые люди, такие же, как ты, им тоже страшно, и все эти невозможные трюки - настоящее волшебство, которое может получиться, а может и не получиться. они летают под куполом на двух лентах, обмотанных то вокруг запястий, то вокруг щиколоток, а потом обрушиваются вниз вниз головой, а потом изгибаются наперекор человеческой анатомии, а потом опускаются на землю и обнимают друг друга, просто обнимают, и от этого - а не от трюков - перехватывает дыхание.
потому что это не про трюки, а про нежность. про хрупкость человеческой жизни, смешной и грустной. про одиночество и любовь. они вьются на всех этих лонжах под куполом, в гигантских люстрах, на канате, друг у друга на руках и ногах, - а потом опускаются на землю и вдруг оказываются маленькими довольно-таки нескладными фигурками, широкоплечими, приземистыми, трогательными, неловко пританцовывающими под музыку, которая гремит в финале на аплодисментах. вот они только что летали - а теперь они убегают со сцены, и слышно, как стучит помост под их шагами, потому что они тоже люди и гравитация действует на них так же, как на тебя. а потом из-под купола спускается на лонже мужик в гриндерсах с рацией, обмотанный разными веревками и проводами, который рулил верхними страховочными тросами, а по сцене пробегают рабочие сцены в кепках, но ты все равно видишь венецианские маски и ангелов, летящих вслед за мертвым велосипедистом навстречу ослепительному свету, а не обнимающихся под турниками режиссера и помрежа с идиотскими счастливыми улыбками во весь рот.
литература,
жизнь других,
про меня,
жизнь как текст