Mar 22, 2006 20:04
Навеяло сабджем, равно как и тем, что постоянно утверждается, будто к богу нельзя подходить с позиции человеческой логики.
Говоря о метафизическом добре и зле, ни одна религия, абсолютизирующая добро и зло, тем не менее, не может отказаться от эталона в виде человека. Это нигде не утверждается, но постоянно подразумевается, что все, что является благом для бога, автоматически должно быть благом для человека, для нас, любимых. Между тем, это явно ничем не обоснованное утверждение. Кто мы вообще такие, чтобы с нами считаться? И в самом деле, если не брать человека в рассчет, а апеллировать лишь к воле бога, то добром может оказаться все, что угодно, и рушится вся конструкция религии, как моралеобразующей силы. Допустим, бог на самом деле крайне лжив и именно такое свое поведение считает высшей добродетелью, высшей моральной нормой. А как же библейские заповеди, запрещающие ложь? А никак - бог ведь лжив, поэтому он соврал и в этом случае, и тоже исключительно из соображений высшей добродетели, неведомой нам. Однако, на основе такого предположения получается другая, но весьма стройная и непротиворечивая концепция, объясняющая даже то, на чем спотыкается "традиционное богословие". Ведь если бог лжив, и человечество оперирует неверно понятыми (лживыми) моральными нормами, то становится понятным и исключительная жестокость библейского бога, равно как и масса библейских нестыковок и противоречий - уж если бог лжив по-крупному, то бессмысленно требовать от него правды в малом. К тому же этот тезис хорошо стыкуется к постоянным увещеваниям, которые я слышал неоднократно, о том, что нельзя подходить к богу с мерками человеческой логики - уж если человеческая логика богу не указ, то и его моральные нормы - тем более. Интересно также то, что это все никак не противоречит и декларируемой всеблагости творца. Творец абсолютно благ. Это лишь мы неверно интерпретируем понятие благости. А, поскольку ничто не может ограничить его всемогущество, то все, что бы он ни делал - и есть благо. Таким образом отпадает еще одна проблема теологии - проблема кенозиса (самоограничения) творца. У него просто нет необходимости самоограничиваться, поскольку он и есть само благо. Однако, и фраза про то, что все позволено, тоже летит нафиг. А все потому, что в такой ситуации добром может оказаться вообще все, что угодно, например, массовый геноцид и самоистребление. Ведь и все остальные библейские заповеди тоже вранье, ведь верно?