В воскресенье взял урок высшего пилотажа. В качестве инструктора со мной летал старейший летчик в нашем FBO Дик Бевинг (ему хорошо за шестьдесят, однако, дядька реально крут). Машинка - Super Decathlon
(Это не тот тамолет, но такой же)
Ну, что я могу сказать - если в двух словах, то это как растянутый на полчаса оргазм. А если подробнее, то первый раз делали лишь базовый набор - бочки, петли, пикирования, боевые развороты, учился держать самолет координированно во время переворотов, привыкал к перегрузкам (в конце полета акселерометр зафиксировал максимальную перегрузку около 6G). Кое что я вынес и для себя - например то, что накануне лучше много не есть и не пить пива минимум за сутки :) Помимо прочего, это был мой первый полет на taildragger'е, т.е. самолете с хвостовым колесом, которых я до сего момента несколько опасался из-за их смещенного за стойки шасси центра тяжести, и, как следствие, склонности к развороту во время разбега и пробега. Однако, оказалось не все так страшно - сажать эту машинку оказалось не намного сложнее, чем самолет с носовой стойкой. Зато управление в воздухе вызывает просто эстетическое удовлетворение из-за крайней послушности ручке. Как и у большинства аэробатических машин, Superdecathlon имеет симметричный профиль крыла, поэтому в воздухе он практически нейтрально устойчив. Это значит, что самолет сам не восстанавливает своего положения по крену и по тангажу, что может быть несколько утомительно при длительных перелетах из-за необходимости все время "держать самолет на руках", но для аэробатики это незаменимое качество. Дело еще и в том, что элероны снабжены специальными дефлекторами, которые образуют нечто вроде положительной обратной связи, что существенно уменьшает обратное давление на ручку. Двигатель самолета 180-ти сильный инжектор со специальным перепускным клапаном, позволяющим изменять путь движения масла в масляной системе мотора, что дает ему возможность надежно работать в перевернутом положении. Самолет очень легкий, представляет из себя алюминиевый каркас, обтянутый проклеенной материей, благодаря чему скороподъемность очень высокая - 5000 футов мы сделали за 2-3 минуты. В общем - мне понравилось все, кроме легкого головокружения после полета :) Пойду еще. Такие вот дела...