Собор новомучеников и исповедников Российских

Feb 10, 2013 21:04




Сегодня Собор новомучеников и исповедников Российских.

Я думаю, что если Россия когда-нибудь станет по-настоящему православной страной, если реально православная страна вообще возможна на Земле, то только тогда, когда в центре внимания нашей национальной историософии будут не тираны и мятежники разного калибра, а русские святые, и в первую очередь - мученики и новомученики.

Пока же языческая парадигма нашей цивилизации сохраняет свою силу, мы всегда будем жить в двоемыслии и двоеверии: наше сознание будет заворожено грандиозными “богами” империй и революций, мировых войн и очередных вавилонских башен, которым мы будем приносить сколько угодно человеческих жертв и оправдывать уже принесенные жертвы, как будто мы заберем этих “богов” с собой по ту сторону смерти, как Эней забирал с собой Пенаты, или как будто именно они встретят нас там и будут спрашивать, насколько мы были верны им здесь.

Среди аргументов против Белого движения один из самых распространенных - “ну они же проиграли, а как можно культивировать память тех, кто проиграл? Народ можно воспитывать только на победном примере”. Да, с точки зрения социальной психологии и всевозможной политтехнологи это именно так. Любая социальная психология и политтехнология исходит из того, что есть, а не того, что должно быть. Но причем здесь христианство? Исторический Бог христианства не восседает на белом коне с поднятым мечом, а распят на Кресте, истекая кровью. Христиане знают, что каких бы успехов на Земле они ни добились, исторически они только проиграют и последним аккордом истории будет царство антихриста. Какое тогда имеет значение, кто победил, а кто выиграл? Лучше проиграть с Богом, чем победить с дьяволом.

Сегодня икона новомучеников и исповедников Российских находится почти в каждом храме Русской Церкви.

Неудобная икона, непонятная, неполиткорректная.

В центре этой иконы - семья самого “слабого” русского царя, самого проигравшего из всех проигравших.

Вокруг него - самые “проигравшие” люди своего времени, мыслящие не-гибко, не-современно, не-диалектически, отказывающие уравнивать добро со злом.

Но если понятие Святая Русь имеет смысл, то это именно они - не земля и не камни, не ракеты и самолеты, а все живые русские люди, ставшие святыми.

К сожалению, имена этих людей для очень многих остаются совершенно неизвестными, как неизвестными остаются те мученики и мученицы первых веков, именами которых названы миллионы православных христиан. Но икона новомучеников и исповедников Российских уже есть, и она ставит перед каждым православным человеком прямую дилемму - либо новомученники, либо безличные “боги” исторической целесообразности. Третьего не дано.

P.S. Настоятельно рекомендую серию статей "Новомученики и исповедники. Лица и судьбы" Анастасии Коскелло.
Previous post Next post
Up