РОЛЬ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА.

Jun 26, 2012 17:50


Ещё одна по-прежнему актуальная старая моя статья.
газета “Молодежь Дагестана”, 1 сентября 2000 г.
РОЛЬ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА
Занимайся спортом, сынок, - министром будешь,
богатым будешь, депутатом будешь, ученым будешь!
(Из современной дагестанской педагогики)

Общеизвестна роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Но что отличает труд человека от не менее упорных и напряженных усилий животных, направленных на добывание пищи? Прежде всего, продуманность, осознанность действий! Знание! Именно потому, что знание - это сила, человек оказался сильнее животного мира.
   И именно потому, что знание - это сила, более грамотные, более образованные нации диктуют сегодня всему миру свою волю.
   В постиндустриальную эпоху, в эпоху высоких технологий, когда в экономическом обороте информационные потоки в стоимостном выражении уже сопоставимы, если не опережают, потоки материально-вещественные, основным ресурсом становится уже не просто рабочая сила, а интеллектуально развитая, высокообразованная рабочая сила. И мы уже вправе говорить не столько о трудовых ресурсах, сколько об интеллектуальных ресурсах.
   Между обществом, в котором наибольшим авторитетом пользуются люди высокого интеллекта и образованности, и

обществом, в котором наибольшим авторитетом пользуются люди сильные (сила которых заключена в их мускулатуре, либо в вооруженной охране, либо в баснословном богатстве, но только не в интеллекте), в современном мире такая же пропасть, как в древности между стадом обезьян и цивилизациями Египта, Греции, Китая…
   По мере развития цивилизации все более поднимается планка уровня интеллектуального развития человека, ниже которой он уже может считаться недееспособным. Само функционирование современного гражданского общества предполагает необходимость знания, понимания и соблюдения абсолютным большинством индивидов огромного числа юридических норм и неписаных правил поведения. Невозможно представить цивилизованного человека, не знакомого с механизмом функционирования экономики, и в частности денежного обращения. Прогресс требует от современного человека немыслимых ранее технических знаний. А высокая компьютерная грамотность вообще вскоре будет одним из главных критериев достаточности умственного развития человека.
   История 20 века доказала, что за успехами в развитии системы образования, в возвышении людей ученых, людей, создающих знания и несущих знания в массы, как правило, следуют успехи в экономическом развитии, в укреплении политических позиций страны. Одна из лучших в мире систем школьного образования во многом явилась предпосылкой успехов Советского Союза в освоении космического пространства. И в то же время ограничение свободомыслия (без которого не может быть подлинного ученого), принижение престижа инженерного труда, высокомерное отношение к интеллигенции как к “гнилой прослойке” явились важными предпосылками кризиса и краха социализма и Советского государства. Причем, сегодня на первый план уже начинает выступать не только абсолютный уровень образованности, но и темпы роста коэффициента интеллектуальности общества.
   Все ответственные политические силы страны осознают важность этой проблемы. Важное место ей отводится, например, в программных документах “Союза Правых Сил”, в которых отмечается, что “достойное место в сообществе развитых стран обеспечивается сегодня развитием современных технологий, которое, в свою очередь, зависит от качества национальной системы образования. Проигрыш в "гонке образований" может превратить Россию в безнадежно отсталую страну, вынужденную импортировать передовые технологии в обмен на сырье”.
   Сегодня - 1 сентября, День знаний. Всенародный государственный праздник! Но чувствуют ли этот праздник наши ученые, преподаватели вузов, школьные учителя!? Достаточно ли у них аргументов в нашей реальной жизни, чтобы доказать подрастающему поколению, которое садится сегодня за парты, что уровень образованности - один из главных критериев, который определяет место человека в современном обществе? Не видят ли наши дети вокруг примеры, свидетельствующие о прямо противоположном?
   Нет, не либеральные реформы, как это пытается представить господин Зюганов, виноваты в сегодняшнем упадке науки и образования, в общем снижении престижа интеллектуального труда в России и у нас в Дагестане в особенности. Ведь именно страны либеральные значительно опережают Россию по этим параметрам! И ведь не коммунистическая Корея, а вполне либеральные Великобритания и Норвегия предложили технологическую помощь России в случае с трагедией на “Курске”!
   Мировая история доказывает, что малые народы становятся великими, когда они делают главным свои оружием интеллект, образованность! И Дагестан займет свое достойное место в России и в мире только тогда, когда каждому младенцу в нашей республике с детства будет внушаться уважение к людям ученым, грамотным, когда интеллигентность и образованность в большей степени будут способствовать авторитету человека в обществе, чем крепкие мускулы, демонстративное хамство и умение метко стрелять!

европейский путь развития, экономическая история, дагестанцы, Дагестан и Кавказ, образование, политика, азиатский путь развития, СПС, жизнь, история, наука, политические партии, "Молодёжь Дагестана", экономика

Up