С высоты сегодняшнего дня трудно однозначно оценить мой с Деньгой Халидовым поступок 22-летней давности. И вообще в сослагательном наклонении оценивать историю: А что было бы если....
Мы с Деньгой не были ни против ни за Муху Алиева или Магомедали Магомедова. Мы были против дворцового переворота, за открытые выборы.
12 лет назад, к 10-летнему юбилею того события я опубликовал приводимую ниже статью.
В главном мой подход не изменился: я и сейчас против дворцовых переворотов. Я за открытую честную политическую борьбу, через состязание программ....
газета “Молодежь Дагестана”, 10 ноября 2000 г.
НЕТ ДВОРЦОВЫМ ПЕРЕВОРОТАМ!
Десять лет назад, в середине ноября 1990 года состоялся 2 съезд народных депутатов ДАССР. Повестка дня была насыщенной, обсуждались проекты Декларации о государственном суверенитете республики, о программе перехода к рыночной экономике, о земельной реформе и др. Шла жаркая дискуссия, в зале заседаний чувствовалось напряжение, принимавшее во многом межнациональную окраску… Напомню, что именно в тот период были сделаны заявления о провозглашении Кумыкской Республики, Терско-Ногайской Республики, Республики Лезгистан… Прямо на съезде народных депутатов звучали также идеи об автономии лакского народа, высказывалась угроза, что кизлярцы могут “уйти в Ставрополь”.
В то время нас, демократов, еще приглашали на депутатские съезды и сессии, иногда даже слово давали, и я имел тогда возможность воочию видеть и слышать все, что происходит на съезде. Было ощущение, что для окончательного развала Дагестана осталось бросить кость между аварцами и даргинцами….
И в этой ситуации, 15 ноября 1990 года, вечером, один из известных тогда в республике депутатов сообщает мне, что
идет заседание бюро Обкома КПСС, на котором решается вопрос о завтрашнем уходе на пенсию М.М.Магомедова и избрании нового Председателя Верховного Совета.
Я тогда был одним из руководителей единственной в то время некоммунистической политической партии в республике - Социал-демократической партии Дагестана. Чувство гражданской ответственности за стабильность и межнациональный мир в Дагестане не позволяло нам молчать. Я срочно встретился с другим членом Президиума СДПД Деньгой Халидовым. И мы вдвоем к утру 16 ноября подготовили и до начала работы съезда распространили прямо в зале заседаний листовку, озаглавленную “Осторожно! Дворцовый переворот?!”.
В листовке сообщалось о готовящемся смещении Председателя Верховного Совета Дагестана, о подготовке дворцового переворота, подчеркивалось, что “никакими благими намерениями не оправдать намечаемые действия в нынешней сложнейшей ситуации в республике”. Мы подчеркнули также свою настороженность тем, что “плюрализм и разнообразие мнений в дагестанском парламенте проявляются пока главным образом в вопросах, затрагивающих межнациональные отношения и национальные интересы”.
Основная мысль обращения была заключена в следующих словах: “Разумеется, мы защищаем не личность главы Республики Дагестан. Наша негативная оценка прошедших выборов общеизвестна. На необходимости многопартийных демократических выборов мы продолжаем настаивать. МЫ В ПРИНЦИПЕ ПРОТИВ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ! А в нынешней ситуации всякое произведенное за спиной народа смещение главы дагестанского государства может стать детонатором дальнейшего обострения межнациональных отношений. В целях обеспечения политической стабильности в республике считаем необходимым, чтобы все важнейшие вопросы государственной жизни, в т.ч. связанные с перемещениями в высших эшелонах власти, решались гласно, с учетом мнения общественности”.
Вопрос о смещении Председателя Верховного Совета так и не был тогда вынесен на рассмотрение депутатов. Я не склонен преувеличивать роль в этом нашей листовки, но несомненно, что она имела резонанс.
С тех пор прошло 10 лет, наверное, самых сложных и самых насыщенных событиями во всей истории Дагестана. Сложно давать однозначную оценку итогам десятилетия, но очевидно, что сегодня нет в республике былого напряжения в межнациональных отношениях, а единство и патриотизм дагестанцев прошли испытание в августе-сентябре 1999 года.
Но в то же время, нисколько не принижая роль высших руководителей республики в сохранении мира и целостности Дагестана, приходится констатировать, что у нас и сейчас многие важные вопросы общественно-политической жизни могут решаться путем закулисных интриг, подковерных комбинаций. Позиции М.М.Магомедова сейчас прочны, как никогда ранее, но вероятность организации попыток дворцовых переворотов не исключена и сегодня. И это очень опасно, учитывая, что приближается 2002 год, когда по действующей Конституции должна произойти первая в постсоветской истории Дагестана смена высшего руководства республики.
Объективная возможность закулисных, неконституционных решений за спиной дагестанского народа, чреватых провоцированием напряженности в республике, обусловлена следующими обстоятельствами.
У нас в республике так и не состоялись до сих пор подлинно демократические, честные, не ущемляющие гражданские избирательные права граждан, парламентские выборы!
У нас в республике до сих пор светские политические партии не являются субъектами реальной политики, не имеют своих фракций в республиканском парламенте.
Размежевание в дагестанском парламенте по национальному признаку за эти десять лет не только не устранено, но и возведено в ранг закона. Более того, вся иерархия исполнительной и законодательной власти у нас строится прежде всего исходя из задачи обеспечения этнического представительства, а все другие критерии, включая профессиональные, деловые качества оказываются второстепенными.
Значительно усилилось за десятилетие вмешательство духовенства в функционирование светского государства и институтов гражданского общества.
И это на фоне того, что голос избирателя в значительной степени превратился в высоколиквидный товар, который всегда можно купить и продать, оптом и в розницу!
И сейчас, через 10 лет, актуально требование недопущения дворцовых переворотов и обеспечения того, чтобы важнейшие вопросы государственной и общественно-политической жизни Дагестана решались открыто, честно и цивилизованно.
Нашей республике необходимы конституционные реформы и новое избирательное законодательство. Для инициирования и проведения таких реформ у нынешнего дагестанского руководства еще есть время. Но завтра может оказаться уже поздно!