Играем. DmC: Devil may cry. Вин или фейл?

Apr 23, 2015 13:27



Разница между Западом и Востоком - пропасть. Несмотря на тотальную глобализацию, мир во всем мире и демократию на кончиках крылатых ракет планета Земля все еще населена людьми, которые хоть и понимают друг друга, но жизнь видят по разному.

Япония, пожалуй, особенно показательна в этом смысле. И хотя так можно сказать потому, что только из Японии на наш рынок попадает достаточное количество развлекательного контента (в сравнении с другими азиатскими странами), но, в целом, пример этот крайне показателен. И хотя дальше я буду вести повествование, основываясь не на статистических данных и скучных официальных документах, а на собственных наблюдениях, я все-таки надеюсь, что мою точку зрения вы поймете.

Самобытность Японии проявляется практически во всем, неважно, фильмы это, музыка или игры. Возьмем, например, фильмы.

Я расскажу вам одну занимательную историю. Когда я был не очень взрослым, деревья были большими, а интернеты, пусть и не такими медленными, как во времена dial-up, но все же не позволяющими, как сегодня, утянуть фильм с торрентов за полчаса, наши юные души, жаждущие черного флага и рома, утоляли своё чувство прекрасного посредством локальных файлообменных сетей провайдера. Естественно, для этого дела существовал клиент (DC++ и тысячи их, но я помню конкретно этот) и, для соответствия времени, к клиенту был прикручен чат, в котором по вечерам кипели жаркие словесные баталии по поводу всего. Не знаю, откуда это пошло, но с течением времени на одном из крупных хабов на заебавший всех вопрос «чо посмотреть, пацаны?» стали отвечать коротко и ёмко: «Тетсуо». Неофит радостно сливал этот фильм и… На самом деле это был огромный опыт. Опыт японского кинематографа, опыт японского артхауса и опыт того, как послать нахуй, не обидев человека. Естественно тот самый вопрос никогда не повторялся человеком дважды.

К чему я, собственно, упомянул о Тетсуо? Вы когда-нибудь смотрели артхаус? Обычно, это достаточно бестолковые (но не все) фильмы, но в них все же есть некий сюжет или рассказываемая героями история, которая развивается от начала до конца. Чтобы понять о чем я говорю посмотрите, скажем, «Маллхолланд Драйв» (лично мне фильм не понравился, потому что писать сценарий между строк не совсем по человечески, но…зато там есть симпатичные сиськи). Так вот в Тетсуо этого всего нет. Вполне вероятно, что режиссер и держал в голове какую-то канву, но для меня - западного зрителя - фильм представляет собой нагромождение гротескных сцен, которые зачем-то важно было продемонстрировать именно этому японцу. Кто все-таки решится посмотреть, скажу, что в фильме поднимается вопрос о кибернетизации населения. Это если в двух словах.

Что я хотел сказать этим длинным отступлением, так это то, что японцы расставляют приоритеты совершенно не так, как это делаем мы - белые люди. Каждый раз, когда западный человек начинает задумывать что-то эпичное, то он думает, а насколько реалистично (в пределах заданного) его эпик будет смотреться. Посмотрите на Warhammer 40k. Да это фантастика, но проработана она в мельчайших деталях и очень многие элементы сеттинга объяснены и разжеваны. В истории Forgotten Realms некуда приткнуться новым произведениям от новых авторов, а потому создателям Neverwinter Online пришлось выкручиваться в других временных рамках. О Тамриэле мы тоже знаем все. С точки зрения японских произведений (не забываем, что мнение чисто субъективное) все это неважно. Если бы Вархаммер был аниме, то в сюжете мы бы увидели галактику с зомбированными людьми, няшных темных эльдаров, которые ебут все что движется, а что не движется двигают и ебут, представленных отмороженными психами без всякой мотивации (хотя они такие и есть, но все же служение Слаанеш немало объясняет) и орков просто для смешнявки. Думаете я утрирую?

Посмотрите на подавляющее большинство поп-аниме. Насколько они «реалистичны»? Код Гиасс, где Британия захватила пол-мира, достаточно реалистичен? Может быть, если бы не возникало множества сопутствующих вопросов, например, по поводу мехов. А Евангелион - это вообще один сплошной вопрос. Город под городом - целая полость для исследовательских комплексов, а земля не проваливается. Евы, что это? Если это машины, то почему они периодически двигаются без питания, если живые существа, то нахуя им питание? Что у них там за катаклизм-то такой произошел, который пару раз на секунду показали? И так далее (на многочисленные "перерождения" автора не хватило). Или викторианские городки рядом с закрытыми школами в каждом втором аниме? Много вы таких знаете? Или концовка Волчьего Дождя. Короче, перечислять можно долго.

Как я заметил, японцев совершенно не интересует «до и после», для них важно показать «сейчас», причем не просто показать, а выкрутить яркость этого самого «сейчас» до абсурда. А потому многие японские развлекательные произведения кажутся очень наивными и детскими.

К чему я это все? К тому, что новая DmC Devil May Cry просто не могла получиться другой после того, как ее отдали в руки британцам. Давайте разбирать игру по частям, чтобы не возникло путаницы.

Вспомните старого Данте. По сути, это типичное азиатское видение бунтаря-супергероя, которому не хватает только меча в полтора роста. Вот тут вступает в дело наивность, о которой я так долго рассуждал. Если заменить Данте на типичного анимешного японского школьника, то мало что изменится. Вся его жизнь - это не жизнь человека в обычном мире, который периодически вынужден расчехлять меч. Вся его жизнь - это один большой пунктик «хочу драться». По сути, у каждого японского героя есть такой пунктик (например, у ГГ Fate/Stay Night таким пунктиком является парадигма «не буду убивать, пусть меня хоть режут»). Данте совершенно не похож на взрослого человека. Просто заметьте, у него есть напарница, а в четвертой части аж две, они обе соблазнительны, но он не то что не пытается подкатить к ним, он даже намеков не делает. Казалось бы, в DMC4 какой великолепный простор для скабрезных подъебов оставляла сцена, где Триш предстает перед Данте в образе Глории, но он говорит ей, что у нее отличный наряд. И это когда по поводу Глории все играющее население мужского пола интересует только один вопрос: «Она вообще белье носит под этой, этим…эээ». А из аниме DMC можно узнать, что единственные отношения, которые интересуют Данте - денежные, а потому он вечно торчит девушкам довольно крупную сумму. Господи он даже не сквернословит. Я просто охренел, когда в поединке между Данте и Неро в ворчании, похожем на то, которое издают мои шпицы, делящие очередную игрушку что-то типа: «Tough guy, ha?» Да, поедать пиццу, будучи наколотым на десяток кос или продолжать бой после того как тебя пригвоздили мечом к статуе твоего папаши - это безумно круто. Но фанаты серии растут и их уже не столь интересует максималистский выпендреж, а на первый план становятся такие вещи, как сюжет. Но о нем немного ниже.

А теперь новый Данте. Конечно, новый образ смазливого - недоэмо вызывает множество споров, но он реалистичен. Скажите, много ли вы видели на улице двадцатилетних парней с длинными белоснежно волосами? Поэтому плевок в сторону прически от новых авторов, которые живут на мрачном туманном острове, более чем справедлив. Но что самое главное, новый герой соответствует своему возрасту и не самой сладкой жизни. Бухло, женщины и матершина - на все, кроме последнего, в игре только намеки и последствия, но образ стал более собранным. Это герой (или антигерой, как хотите), пусть и сильно напоминающий Джонни Фунта, а не типичный японский целочка-школьник. И хотя с матершиной случился явный перебор, но, кто же виноват, что английский язык не так богат на нецензурщину? В конце концов, заветное слово из четырех букв произносится в том же «Криминальном чтиве» или в фильме «Большой Лебовски» бессчетное число раз, но разве мы перестали их от этого любить?

В чем обвинения к Ninja Theory от фанатов действительно заслужены, так это в упрощении механики. Если старые DMC предлагали действительно отточенную и красивую боевую систему, то теперь она заключается в чередовании мечей и пистолетов (лично я в новом DmC не помню ни одного комбо). Стиль всегда был краеугольным камнем серии, так что вывихнутые геймпадами пальцы, обвинительно тыкающие в британцев, более чем оправданы. Даже на обычном уровне сложности старые DMC представляли из себя вызов, заставляли игрока учиться и тренировать реакцию, что уж говорить о высоких сложностях. DmC, напротив, идет по пути тотального упрощения, где обычный уровень сложности превращается в легкую прогулку. Я не спорю, что бои в DmC все так же красивы, но они потеряли изрядную долю челленджа (а на А? а на S? SS?). впрочем, не бывает дыма без огня. NT, перекроив управление, не забыла и о несчатных ПК-геймерах, которые считают геймпад бесовской машиной, которую консоледемоны придумали, чтобы запихивать ее в себя и получать удовольствие от ForceFeedBack’а. Управлять с клавиатуры стало удобно и приятно, а камера больше не выбирает самые уебищные ракурсы из возможных. Хотя, скажу честно, для меня механика в DMC камнем преткновения никогда не была и не будет. Скилл - это хорошо, но эфемерная скорость нажатия кнопок - мотивация недостаточная и менее мощная, чем финальные титры, которые игрок просматривает с чувством удовлетворения.

И вот тут у старой серии всё очень плохо. Когда я прошел DMC4, то вообще не понял какого хрена. Ну, то есть понятно, борьба с демонами и все такое, но почему оно так бестолково подано? Нет никаких, абсолютно никаких запоминающихся поворотов. Нет запоминающихся злодеев. Нет запоминающихся мест. Пряничный городок - место действия. Где он? Какое это время? Если это современность, то почему все так вкусно, если это прошлое, то откуда у них силовые поля? Почему я выбрал в качестве примера четверку? Потому что это единственная часть, где мы получили хоть что-то вместо одинаковых мрачных коробок (если вы не верите, что можно создать атмосферу на старом железе, посмотрите на любую ГТА) с возрастающей сложностью. Вот к чему была вся моя тирада об оторванных от реальности викторианских городах. Возникает ощущение, что Хидеки Камию, просто не интересуют такие мелочи, но достаточно оглянуться на все то, что он сделал, как ситуация проясняется. Никто в его команде не может в сюжет. Ведь точно та же история повторилась и с Байонеттой - отточенная механика и совершенно нулевая рваная неинтересная история, которая существует только для того, чтобы хоть как-то оправдать махач с великолепными боссами (хотя многие (не все) японцы не умеют в сюжет, сравните Dead or Alive и MK9).

И это в то время, как новый DmC создает историю. В этот город хочется верить, потому что он так сильно напоминает настоящий мегаполис. Здесь есть окружение, есть абсолютно разные локации, есть свои зомбирующие факторы. Этот город живой. А потому ты не чувствуешь себя потеряшкой в локальных разборках с местной РПЦ, а точно видишь где ты, что ты и какова твоя роль. И это я еще не упомянул о том, что игра предлагает такую важную вещь, как разнообразие. Долой коробки, тут есть все - от канализации до старого особняка. Игра больше не представляет из себя ринг три на три метра, она не прочь состроить глазки даже платформеру. Наконец, появился внятный левел-дизайн (отраженный город - вообще абсолютный вин). Боссы в новой игре не просто взявшиеся из ниоткуда монстры величиной с дом - это важные препятствия на пути к главному гаду, а не мальчики для битья, которых расставили в произвольном порядке, чтобы игрок не заскучал, избивая несчастных рядовых демонов. Что приятно - боссы, как в лучших домах Парижа, требуют своей тактики, а не прожимания бесконечных QTE (а в последние годы такое осталось только в God of War да в Batman Arkham Whatever). Ninja Theory прекрасно поработали и с второстепенными персонажами. Может быть у помощницы ГГ нет третьего размера, но она похожа на человека, а не резиновую куклу.«Истинный ариец» Вергилий запоминается своей утонченностью и повадками. Мало того, даже боссы здесь - это личности (и плевать, что на протяжении всей игры я так и не смог избавиться от ощущения, что Мундус почему-то напоминает мне Владимира Меньшова).

По сути, у меня есть только одна придирка к сюжету - Данте теперь стал Нефалемом. Я понимаю, что подобное решение навязано необходимостью введения в игру быстрого стиля, но когда механика диктует условия сюжету, вопреки здравому смыслу - это не есть хорошо. Хотя, вероятно, я просто переел нефалемства со времен D3, где меня все время мучали вопросы: «Да какого хуя я вообще должен спасать этих долбанных людишек? Почему я сам человек в итоге?» Но это всего лишь придирки.

Понимаете, DmC не заслуживает тех ушатов помоев, которые вылили на нее фанаты, которые готовы отстаивать даже оттенок ногтей на пальцах ГГ. Эта игра - намного более значимое произведение, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что старая серия давно зашла в тупик и запуталась сама в себе (а сегодня это происходит с Байонеттой, продолжение которой, судя по отзывам, представляет из себя типичное «тех же щей»). По сути, DmC сделала для серии то, что когда-то сделал для своей франшизы Mortal Kombat 9, который, наконец, собрал историю воедино, выбросил ненужные спорные моменты, подмел пол и оставил надежду на будущее развитие. Нормальное развитие, без появления Онаг, братьев-драконов и прочих Мокапов. Надеяться на продолжение после унылой невнятной четверки было бы глупо, но теперь, когда «канон» приведен в порядок и рассказан не больным дислексией, шепелявым инвалидом, а толковым нарратором, надежда снова загорается на горизонте.

С вами был Мыш-параноик, до новых встреч, пишите свои пожелания в комментариях с пометкой «до востребования».

вин или фейл, игры, devil may cry

Previous post Next post
Up