Едем на Алтай!!!

Mar 06, 2023 22:56


Автопутешествие с палаткой по России - это когда на трассе среди болот и лесов с трудом находишь единственное удобное место для ночевки, и прямо на нём обнаруживаешь кучу свежего медвежьего г…
  В июле 2022г. состоялось наше долгожданное дикое автопутешествие на Алтай, целью которого был пеший поход в горы. Мало кто не отговаривал нас от идеи просидеть за рулём 2 недели ради 4-5 дневного похода, но уж очень хотелось попробовать рискнуть. Тем более, что ожиданий именно от автомобильной части путешествия на тот момент было немало. Жаль, что не оправдались они. Не оправдались, наверно из-за самой концепции поездки - посмотреть природу страны, избегая города. Природа за все 4 с половиной тысячи км на восток, менялась меньше, чем за тысячу км движения на юг или на север. Окончательно испортили впечатление трафик и вездесущие ремонты дорог и, как следствие, отсутствие времени в пути на посещение достопримечательностей. И тем не менее я о поездке совсем не жалею и постараюсь отразить здесь некоторые запомнивщиеся фрагменты автомобильной части похода.Фабия в целом никакой специальной подготовки перед таким испытанием не проходила, кроме замены МКПП на сомнительный контрактный, далеко не новый и уже подвывающий экземпляр, увеличивающий вероятность приключений в пути…



19.07.2022 
  Стартом я буду считать родную деревню в Волховском районе Ленинградской области, куда мы днём ранее приехали из Гатчины.
Практически не помню скучную дорогу до Москвы. Выскочили в Зуево на Московское шоссе и поехали, минуя платные дороги. До Твери долетели, а потом началось. Самый жёсткий стояк начинается от Клина. Хорошо, что в саму Москву нам не нужно было ехать. Целью первого дня были родственники в Зеленограде. К ним мы завезли маму, ну и сами задержались погостить до утра. Первое испытание в 700 км с пробками "новая" коробка передач, да и в целом уже не молодая Фабия выдержали успешно.
   20.07.2022.
  Я вообще думал, что проехать, или объехать Москву, не простояв полдня в пробках, очень сложно. Но знаете, получилось! Окрыленный этим, предчуствуя езду с ветерком по свободному шоссе, я съехал с МКАД и приготовился отсчитывать сотни километров из запланированной на первый день тысячи. Уж дальше-то мы точно будем лететь на восток по свободному живописному шоссе мимо лесов, озер, рек и полей. Но не тут-то было. Аттракцион "почуствуй себя улиткой в жару" без кондея, с постоянным видом на задницы вездесущих фур начался, и начался он надолго. Забегая вперёд, скажу, что весь наш путь запомнился мне довольно плотным бесконечным потоком фур и всероссийским глобальным ремонтом сразу всех дорог. Пожалуй не было районов без какого-нибудь ремонта, расширения трасс, стройки мостов и постоянного поиска возможности для обгона тихоходов. Широкие быстрые дороги тоже были, но, как правило, только перед и после крупных городов, либо на подъемах в горы…
  Хотелось поменьше цивилизации в этом путешествии, и посещение городов из программы я исключил почти полностью. Неплохо было бы конечно оказаться минут на пять(больше не выдержу) в центре каждого города, но пока к сожалению телепорт не изобрели… Тем не менее Нижний Новгород полностью объехать не получилось. Нужен был спортмастер для покупки недостающего походного снаряжения. Потратив там примерно часик, мы закупились и уже вечером вырвались на трассу в сторону Чебоксар. Их мы объезжали уже в темноте, наслаждаясь запахами от асфальтоукладчиков в медленном и плотном караване из фур. Отъехав чуть дальше от населенки, мы поняли, что стоянки в красивом месте нам не светит, и спрятались за полоской деревьев на краю поля в высокой траве…
  Итог: полный провал плана первого дня по километражу и уничтоженные в целом амбиции о скорости передвижения. Зато машина радовала. Проблем никаких. Фабия держалась молодцом и опасения за контрактную коробку передач продолжали рассеиваться…
  Ночью лил дождь. Хваленая буржуйская палатка от msr потекла. За 3 года потрескались и посыпались ленты, которыми проклеены швы, да и силиконовая пропитка тента начала исчезать . Они там походу скоро и дома начнут делать из биоразлагаемых материалов.
  Какой-то грузовик ночью пытался пристроиться рядом на ночлег, но куда ему до нашего маленького джипа-пузотера.



21.07.2022 .
  Утро было мокрым после ночного дождя. Вопреки моим опасениям фабия успешно выползла с целины на трассу. Мы направились было брать Казань, но посмотрев на её размер на карте и наличие объездной сразу сдались и поехали в обход. Понравился рельеф и пейзажи в окрестностях Казани. Дорога красиво обходит холмы по берегу разлива реки Свияга в месте её слияния с рекой Сулица перед впадением в Волгу, затем с запада от Казани пересекает саму Волгу. Красивые места, но мы почему-то проехали их мимо, стараясь вначале этого дня успеть наверстать упущенное во вчерашних пробках и магазинах время. Жаль, что, как назло, все красивые места проезжаются не во время обеда, или поиска стоянки, а когда хочется двигаться вперёд без остановки… Так же мы пролетели и Вятку и Каму… За окном только и мелькали водные просторы их разливов. А сейчас вот пишу и жалею, что не потратили полчасика хотя бы на одну из этих рек.
  Набережные Челны тоже объехали. Мы спешили к Уралу. В один момент после очередной пробки из-за реверсного движения, я подумал, что мы заблудились и съехали на второстепенную дорогу. Дорога стала узкой, затем мы проезжали деревни, где поток тормозил, пропуская стада овец. Диковинные штуковины стали попадаться нам на полях. Никогда раньше не видел, как качают нефть. А тут эти установки повсюду. Просто поле, и прямо на нём добывают чёрное золото. Вот удачно же кто-то участок себе прикупил…



Ближе к Уфе после кучи участков с ремонтом. дорога стала шире, но мы уже поняли, что наверстать время не получится. В этот день разогнаться из-за трафика и ремонтов тоже не получилось. Солнце было близко к горизонту и мы начали строить планы на стоянку с приличным видом. Дотянули до Уфы и решили её объехать через Авдон. С холма на горизонте на мы увидели окраины города. Пока Иришка вела машину по объездной, я присмотрел множество съездов к реке Белой (приток Камы недалеко от устья). Места, явно обжитые рыбаками, или отдыхающими. Это. как правило, отличный вариант для кемпинга на берегу. Несмотря на большое количество занятых мест, проехав дальше и ещё раз испытав геометрическую проходимость Фабии, мы нашли свой укромный уголок на высоком берегу у огромного дерева. Сквозь его ветви как раз пробивались последние лучи прятавшегося за горизонт солнца. Пару снимков на закате удалось сделать.





Жаль, но берег реки не подходил для купаний. Тем не менее, уже в темноте я решил рискнуть зайти в реку, чтобы сполоснуться. Берег грязный и вязкий, тапок нет, поэтому взял с собой поджопник, чтобы постелить под ноги. В итоге чуть не увяз по колено сначала в реке, а затем и на берегу вместе с поджопником. Складное ведро помогло исправить положение, но нормально помыться так и не получилось.
Потом был ужин с жареной картошечкой, капченой рыбкой и греческим салатом. Готовили на этот раз на печке-щепочнице. Практикуем это уже давно. В ней всего на паре сухих веток можно вскипятить пару котелков воды, приготовить и просто быстро создать мини костёрок для антуража…

22.07.2022.
  Урал. Ожидаемое.
  Мы несёмся по трассе сквозь тайгу, наблюдаем появление скал и поднимаемся выше леса. Перед нами появляются величественные уральские  горы. Далее,  с ветерком преодолевая перевал за перевалом, мы проезжаем серпантин, приходя в восторг от красот Урала. При этом мы постоянно останавливаемся на смотровых площадках, гуляем и фотографируем...

Урал. Реальность.
  Неторопливо двигаясь вперёд по очередному узкому участку дороги, мы тихо радуемся развитию логистики в стране, повсеместному ремонту дорог и низкому уровню безработицы среди дальнобойщиков и дорожных строителей. Перёд нами маячит задница очередной фуры, закрывая вид на редкие скалы и единственный просвет в лесу впереди, в котором видны сопки. Но это ничего, потерпим. Тут все вокруг работают, идёт стройка, везут нужные грузы, а мы просто 2 тунеядца, дополнительно загружающие трассу ради своего отпуска. Автотурист на трассе чувствует себя, как посторонний во время экскурсии на производстве.
Южный Урал конечно же прекрасен, и даже с трассы были видны не крутые, но  огромные сопки, попадались и скалы. А больше всего запомнился вид сверху на долину, в которой ютится посёлок Сим. Там мы даже остановились поснимать.







По хорошему стоило отъехать от трассы и сходить куда-нибудь в поход. Но скорость передвижения в этом путешествии сильно ограничила нас в остановках. Успеть бы Алтай посмотреть.
  На Урале у нас появилась первая проблема с машиной. На очередном спуске, увидев удобный для отдыха  съезд, я довольно резко оттормозился. Машинка издала довольно противный писк и на панели приборов появилась ошибка "температура двигателя". Такого на Фабии ещё не было за все 230000 пробега, и тут на тебе за 2500 км от дома. Мысли были самые неприятные. Заглушил, завёл - ошибка пропала. Подключил интерфейс odb2 к смартфону для контроля температуры, завёл, вентилятор включается, реостат вроде открывается вовремя, температуру держит. Может глюк какой. Едем дальше.
  Урал пересекали долго. Дорога шла через невысокие перевалы то вверх, то вниз, постепенно уходя в равнину. В плотном потоке, я даже не заметил, как мы проскочили границу Европы и Азии где-то за Златоустом. На одном из следующих спусков при резком торможении Фабия напомнила о недавней проблеме противным писком и всё той же ошибкой на панели. И тут до меня дошло. Ошибка возникала из-за низкого уровня антифриза в расширительном бачке. Датчик срабатывал на склоне при торможении из-за расплескивания жидкости. Да и уровень антифриза действительно был на нижней метке. Надо будет добавить дистиллированной водички... Едем дальше.
  Челябинск  объехали широко. Затем повернули на Курган. А дальше было довольно однообразно. Равнина, степь, иногда озера. И конечно ещё один час времени украл у нас новый часовой пояс.
  К вечеру степь начала преобладать. Вокруг просторы. Мы объезжаем Курган,  заткнув носы из-за сильного запаха. Как тут вообще люди живут? Солнце уже садится и надо бы искать место, но мы едем дальше в сторону границы с Казахстаном.



С разных сторон дороги замечаем зеркала странных озёр. На снимке со спутника видно, что эти места усыпаны озерами круглой формы разных размеров. Решаем подъехать к одному из них по проселочной  дороге, чуть не сбив любопытную лису. Везде камыши и топь - не подобраться. Да ещё и запах (похож на серу) , почти как в Кургане. Озеро называется Горьким, а по описанию в викимапии оно солёное, как и многие из этих водных образований. У следующего озера пахнет меньше, но берега такие же. Позже начались поля с небольшими перелесками и проселочными дорогами по окраинам. Этим мы и воспользовались, заехав по краю поля подальше от дороги и спрятавшись под березки...

23.07.2022.
  Утро четвёртого дня, а мы ещё так далеко. Снова погоня за временем. От соблазна срезать через Казахстан отказались и свернули на Ишим. Вокруг степь, болота и зеркала недоступных озёр. Благодаря хорошей видимости появляется возможность чаще обгонять  фуры, идущие бесконечным строем с интервалом 100 метров. Я, наверно, за всю жизнь столько обгонов не делал. Степь и болота сменяются небольшими преимущественно березовыми рощицами. Довольно однообразный пейзаж. Но было место, где довольно длинные отрезки трассы  проходят сквозь мертвый берёзовый лес, точнее болото с голыми, но яркими березовыми стволами. Загадочные места...



Так, в поисках дремучих сибирских лесов мы сквозь степи, болота и поля с небольшими березовыми рощами доехали до Омска и, объехав его выехали на Новосибирский тракт. Пейзаж при этом почти не изменился. Правда полей стало больше и березовые рощицы стали красивее. Почти все они пострадали от пожаров судя по нижним  частям стволов. После непродолжительного дождя пейзаж украсила двойная радуга.



Солнце садилось. Где-то на середине Новосибирского тракта мы начали искать заезды на стоянку. На фото со спутника очень обнадеживающе выглядело круглое озеро с проходящей рядом проселочной дорожкой. По факту, озеро оказалось сильно заросшим травой, к воде не подобраться. Вокруг него степные просторы, ни одного деревца, сильный ветер и почему-то при этом куча комаров.



И вроде бы все это ничего, но вода в нас закончилась. Пришлось ехать до заправки, наполнять баклажки, и конечно же назад возвращаться не хотелось. Стоянку искали долго, уже в сумерках. И в какой-то момент вроде нашли более менее подходящий заезд и лесок и небольшой участок под палатку. И как раз на этом участке ещё парила теплом свежая медвежья кучка...
  Километров через 20 удача нам все-таки улыбнулась и мы спали в берёзках в довольно уютном месте по соседству с огромным пауком....



24.07.2022



Пейзаж не изменился.  За окном все также мелькают березки, поля и какие-то заболоченный с виду пустыри с редкими водоёмами. Так мы и не нашли дремучей сибирской тайги на Новосибирском тракте.
  Сам Новосибирск даже объехать без пробок не удалось. Заехав в пару магазинов и посмотрев на огромное водохранилище, во второй половине дня мы вырвались на юг в сторону Чуйского тракта.



На сегодня план минимум - доехать до Барнаула, и заселиться в гостиницу для временного разбомжевывания, ремонта палатки и подготовки к пешему походу. Ведь завтра мы уже будем на Алтае!!!
  Пейзажи за окном постепенно начали меняться. Еще больше полей, разнообразнее посадки, да и деревья стали чуть выше, но по прежнему, преимущественно березки, появились холмы, подъемы и спуски, на которых Фабия пару раз недовольно пропищала и обозначила на панели приборов, что я совсем забыл подлить водички в антифриз... Нужен автомагазин.
Но главное, мы в Алтайском крае!!! Обзвонив несколько отелей, нашли неплохой вариант в Бийске. Мимо Барнаула проходит, настолько широкий участок трассы, что в какой-то момент, показалось, что мы выехали на взлетную полосу аэродрома. До отеля в  Бийске добрались уже в сумерках и были приятно удивлены номером. Уютно, удобно и недорого за двухместный номер с собственным санузлом. Вечер и пол ночи потратили на проклейку швов палатки и подготовке к походу...





25.07.2022.
  Нас ждут горы! Уже сегодня мы по плану должны выйти в пеший поход. Но до точки старта ещё ехать и ехать. И дорога нам предстояла непростая. Объехав пару магазинов, и подняв наконец дистилированной водичкой уровень антифриза на миллиметр выше максимума, мы попрощались с Бийском и рванули в горы Алтая по Чуйскому тракту. Ошибки системы охлаждения больше не возникало. На развилке у Горноалтайска в каком-то торговом центре мы завершили очередной, почему-то в тех краях непростой квест, - нашли наконец-то лёгкие калоши(для бродов и стоянок в походе). В принципе можно было остановиться у указателя Республика Алтай, и отметить финиш нашего автопутешествия. Но самая сложная, как потом оказалось, дорога до конечной цели,похода к горным озерам Алтая, еще впереди.



Республика Алтай.
  Чем ближе горы, тем сильнее ощущение, что мы на юге. Слева скалы Кавказского хребта, справа за деревьями Чёрное море, а впереди отели, придорожные лавки и традиционная пробка, состоящая из туристов. Но на самом деле все куда круче. Справа могучая горная Катунь, слева начинаются скалы алтайских гор, а впереди Чуйский тракт с довольно плотным движением.
  Жаль, что по Чуйском в тракту ехать нам совсем не долго. Но нас ждёт не менее интересная и главное более дикая дорога. Нам нужно на юг к границе с Казахстаном, конечная цель автомобильной части - турбаза в селе Моральник рядом с Мультой. Яндекс проложил маршрут, и мы полностью ему доверились. А зря...





Только я приготовился наслаждаться отличной трассой и любоваться видами знаменитого Чуйского тракта, как навигатор сообщил, о пропущенном повороте и тут же в Усть-Сёме предложил повернуть на следующем. Так мы и сделали, и, проехав по очень колоритному узкому мосту через бушующую широкую Катунь, скоро выехали на маршрут. Это не Чуйский тракт конечно, но хоть асфальт присутствует, подумал я, не подозревая, о том, что нас ждёт дальше...
  А "дальше" настало очень скоро, сменив асфальт на убитую грунтовку, а наши планы с пешего похода на увлекательное автопутешествие по разбитым заброшенным дорогам Алтая.  Последние 200 километров путешествия принесли больше урона нашей Фабии, чем пройденные до этого 4 с половиной тысячи. Но это были поистине незабываемые 200 километров и вовсе не из-за плохой дороги. Широкие зелёные долины, ограниченые пирамидами гор, горные реки, бесконечные луга со стадами коров и лошадей, перевалы, опасные, но живописные серпантины и прижимы, скалы и горные реки...
  От всего этого немного отвлекала разбитая дорога. Асфальт появлялся периодически, расслаблял, позволял повысить скорость, а затем внезапно преподносил сюрпризы в виде ям, трамплинов и своего волшебного исчезновения...











Попадались протяженные участки странного покрытия, белого такого укатанного грунта, похожего на наливные полы, только с камнями.
  Обедали у горной речки Песчаная на лужайке. Там на узенькой дорожке я решил развернуться и, не заметив яму присел на брюхо. Но Фабия ведь джип, что ей висящие задние колеса, когда передние на твёрдом, вырвалась в раскачку, но не без потерь... Последние десятки километров машинка ругала меня за оплошность нарастающим ворчаньем, а затем ещё и бряконьем на кочках сорванной и висящей на честном слове задней частью глушителя...




И казалось бы уехали в какую-то глушь, где людей быть не должно. Но нет, все поля, луга и долины между гор, всё занято пастбищами, огородами и фермами.  А коров и лошадей я столько не видел пожалуй за всю жизнь. Проезжаешь очередной вираж, и на тебе, лежит прямо по центру трассы королева, пожевывает и машет хвостом, не обращая внимание на объезжающих её холопов. Или просто тащишься за медленно идущим по трассе стадом, пока они не соизволят немного подвинуться в сторону...





А в просторных долинах по обочинам кто-то любопытно выглядывает из нор и прячется, как только достаёшь камеру. Так и не удалось сфоткать этих забавных сусликов.
  А как вам такое: едем мы где-то в районе Усть-Кана, вокруг горы, долины, фермы, лошади, коровы, козы и овцы, разгуливающие по дороге суслики, казалось бы, глушь вокруг, и вдруг видим в долине у трассы целое поле огромных солнечных батарей СЭС (солнечной электростанции)!!!



Тем временем мы подбирались все ближе к Казахстану. О близости границы всюду нас предупреждали таблички.





Усть-Кан пpоехали уже вечером. Доехать бы до Мульты, чтобы утром быть на старте пешего маршрута. Несёмся вперёд сквозь широкие зелёные долины, пирамиды гор, скалы, прижимы и перевалы.



И вот после очередного перевала горы широко расступаются, и мы по откуда не возьмись возникшему ровному шоссе въезжаем в огромную долину реки Катунь, в которой расположился неожиданно большой населённый пункт Усть-Кокса. Учитывая труднодоступность этих мест,  было необычно видеть здесь такой немаленький островок цивилизации. Тут яндекс вдруг решил срезать и отправил нас направо на мост, нарисовав маршрут по противоположному берегу. И снова, поленившись проверить маршрут вручную, мы свернули с отличного шоссе на грунтовку и протряслись ещё десяток километров до Мульты. За ней уже в сумерках искали место для последней автомобильной стоянки. Повезло - нашёлся съезд за мостом через реку Мульта... Устроив лагерь, я заехал задним колесом на бугорок и  залез с фонарём под Фабию.
  Глушитель, окончательно оторвавшись, висел на резинке и на балке. Но была и радостная новость. Сам глушитель не пострадал, сгнил соединитель (рано или поздно он бы все равно развалился) . Пришлось помучиться, выковыривая его и очищая трубы от остатков сгнившего соединителя.



Что ж, придётся поездить с глушителем в багажнике и громким выхлопом (типа "спорт") до ближайшего магазина с подходящим хомутом...

26.07.2022
    Местечко нашей последней перед выходом в горы автоночёвки оказалось вполне симпатичным. Река Мульта с бирюзовой водой шумела порогами совсем рядом. Окончательно собрав себя и рюкзаки, мы выехали искать турбазу. Это было не сложно. На въезде в нас.пункт Моральник-1 сразу за очередным мостом через Мульту (выше по течению) нас встречал указатель " турбаза Вечный странник". Рев моторчика Фабии сообщил обитателям переполненной туристами  базы о нашем появлении.
Суровый бородатый хозяин встретил меня как чужака грубым "что хотел? ", но после после приветствия и рукопожатия, выслушал и любезно предоставил место для парковки, не бесплатно конечно...



На этом наши автомучения закончились, и, загрузившись рюкзаками, мы медленно поползли в путь, разминая атрофировавшиеся ноги....



Впереди 4 автономных пеших дня горного Алтая, но об этом позже.

А здесь видео еще есть, если интересно.

И еще.  Этот отчет был до этого опубликован на drive2, но и здесь я все-таки решил оставить его, чуть подредактировав. Вдруг кому-то будет интересно.

Алтай, автопутешествие

Previous post Next post
Up