После определения основной концепции конструкции баллисты пришла пора конкретизации. Необходимо было создать чертеж машины в правильном масштабе.
При этом более-менее внятные из попавшихся чертежей относились к машинам небольшого калибра. Просто масштабирование здесь не работает, ибо "все должно быть по Филону-Витрувию" с размерами, высчитанными через кубический корень. Наиболее четкий чертеж (кажется, реконструкции Эрвина Шрамма) я решил взять за основу.
Прежде всего я вычленил конструктивные части машины, размеры которых были наиболее критичны. В этом мне помог сайт одного американского реконструктора, который любезно опубликовал готовый список деталей с формулами расчетов.
Собственно, баллиста состоит из трех крупных узлов:
- Capitulo - собственно "стреляющая голова"
- Scapus ("лестница") - ложе со спусковым и натяжным механизмами
- Columnae - основание
Согласно Витрувию, наиболее известному римскому архитектору, оставившему нам трактат об устройстве и пропорциях боевых машин, база для расчета размеров баллисты - это отверстие торсиона (foramen). Все остальные детали так или иначе зависят от этой базовой величины. В свою очередь, диаметр отверстия рассчитывается через тот самый кубический корень и опирается на калибр ядра.
Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что наверняка все эти расчеты явились результатом многочисленних многолетних полевых экспериментов. Выведенные формулы скорее сводят накопленный опыт в некие понятные правила. Мне же было достаточно того, что эти формулы есть. Далее в дело вошел Excel. Расчет размеров выглядит вот так:
По итогам расчетов я подготовил ориентировочный чертеж, с которым в дальнейшем сверялся в процессе изготовления деталей. В первой итерации он выглядел вот так:
Справедливости ради нужно сказать, что этот чертеж оказался не более чем ориентиром. В ходе работы мне пришлось переделывать многие детали, поскольку мое видение конструкции непрерывно менялось и уточнялось. И только завершив работу над материальной моделью, я смог задокументировать ее конструкцию. Кажется, это называется реверсивным инжинирингом.
Все время, пока работал над моделью, я страдал от отсутствия нормального инструмента для создания чертежей. Бесплатные чертилки были очень непонятны и неудобны, а осваивать AutoCad не хотелось совсем. Мне нужен был простой, интуитивно понятный и гибкий инструмент. Я нашел его уже на финишной черте. И дальнейшие иллюстрации процесса сделаны в нем.
Но это уже другая история.