Пока есть время, расскажу о еще одном фильме, который меня заинтересовал:
Документальный фильм «Акт убийства» (2012) Джошуа Оппенхаймера.
The Act of Killing/Joshua Oppenheimer/Производство Final Cut for Real
Операторы, линейные продюсеры, гримеры, водители - добрая половина съемочной группы этого фильма указана как «анонимы».
Яркий первый кадр: из гигантской когда-то золотой рыбы выходят индонезийские танцовщицы в платьях. Следующий кадр - водопад, панорама вниз на двух ряженых людей, режиссер кричит: «Мир! Счастье! Все улыбаются! Больше зубов!»
Вот так, весело и непринужденно начинается этот фильм. Главный герой истории - Анвар Конго - показывает внутренний дворик, в котором когда-то он казнил людей. Продемонстрировав главное орудие убийств - проволоку, которую он затягивал на шеях - этот уже пожилой мужчина, в белых брюках и салатовой рубашке, начинает танцевать ча-ча-ча и подпевать.
Предыстория… В 1965 году в Индонезии после попытки государственного переворота новое правительство объявило охоту на коммунистов. Коммунистами могли быть объявлены все: члены профсоюзов, интеллигенция, безземельные фермеры и этнические китайцы. Меньше чем за полгода при прямой поддержке правительства в Индонезии были убиты более миллиона «коммунистов». На счету одного только Анвара Конго - около тысячи человек. Организаторы и исполнители этих преступлений ведут сегодня довольно респектабельную жизнь и даже согласились открыто поучаствовать в съемках фильма.
Самое интересное в фильме - это отношение участников этих событий к случившемуся. «Мы убивали с ощущением счастья!» - говорит Анвар Конго. Это кино - взгляд на историю глазами убийц.
И здесь к тому же получается фильм в фильме. Оппенхаймер предложил этим людям самим снять игровой фильм о своих убийствах. Судя по всему, эта идея им самим очень понравилась. Они с радостью реконструируют сцены насилия и пыток, приглашают других реальных участников. А в это время камера Оппенхаймера наблюдает за ними.
Мне ужасно интересно, как режиссеру удалось так «раскрутить» своих героев, чтобы они настолько раскрылись. Наверное, в какой-нибудь европейской стране это вряд ли бы удалось, но здесь… Герои предельно, пугающе откровенны. Это высший журналистский пилотаж. Явно, они провели вместе много времени. Так «обнажить» своих героев на камеру мало кому из журналистов удается. Да и просто найти таких героев - уже профессиональная удача.
Мне очень любопытно, как именно Оппенхаймер работал с этими людьми. Вот, нашла в одном из его интервью: "Я сказал: «Вы принимали участие в одном из крупнейших убийств в человеческой истории. Ваше общество сформировано этим преступлением. Вы стремитесь показать мне, что вы сделали. Я буду документировать этот процесс, мы совместим постановку ваших преступлений с обсуждениями содеянного, и мы создадим новую форму документального фильма, который покажет, что эти события означают для вас и общества. Я не знаю, получится ли, но давайте попробуем». Мы не обманывали наших героев. Анвар видел фильм и был очень тронут. Герман видел фильм, и он ему понравился. Ади точно знал, какой этот фильм возымеет результат за пределами Индонезии, но все равно решил участвовать. Следует ценить их доверие и видеть в них человеческих существ, относиться к ним с сочувствием и осторожностью, слушать их".
И вот ты смотришь этот фильм, ждешь, будет ли меняться отношение ко всему случившемуся главного героя Анвара Конго. Кажется, вот-вот… Ведь сначала он пытался выставить себя веселым героем, говорил: гангстеры переводятся как «свободные люди». Но не получилось, и видно, что и сам Анвар это понимает. В сцене допроса, где он сам решил сыграть коммуниста, в момент «удушения» произносит: «Нет, я не могу».
А в конце, поднимаясь в тот же дворик, где в начале фильма танцевал ча-ча-ча, Анвар уже не такой веселый, его начинает тошнить. По звуку как будто сам задыхается.
В общем, рекомендую, кто еще не смотрел. Кстати, в этом году из снятых тогда же исходников было смонтировано продолжение - «Взгляд тишины» (The Look of Silence), его я еще не смотрела.
Click to view