Мужчина на фото из прошлого. Мужчина с собачкой. Мужчина из кинотеатра для взрослых.

May 28, 2015 21:24

До фестиваля документального кино «ДОКер», который только-только завершился в столице, я, честно говоря, дошла лишь во вторник. Посмотрела три фильма из спецпрограммы.

Первый - «Следующая Остановка: Возврат» (Next Stop: Reset, 2013, Австрия, хр. 5 мин, режиссер - Александра Ведениг). Обзначен как микро роад-муви.

Из официального описания: «В 1954 году Франц Ведениг путешествует на поезде по Швейцарии, Франции и Испании. В 2013 году его внучки художницы Александра и Елизавета выезжают во "Вторичное путешествие" по его маршруту. С помощью найденных в архиве деда фотографий и открыток, они пытаются посетить те же места и переснять себя в тех же ракурсах».

На деле это 5 минут нарезки под музыку: вот фотография деда, вот фотография девушки на том же фоне, в том же ракурсе и той же крупности. И... больше ничего. Возможно, если б речь шла о каком-то узнаваемом человеке, то такая подача не вызывала бы вопросов. А так все время спрашиваешь себя: а кто этот человек на старых фото, а кто эта девушка, которая много лет спустя сидит на тех же перилах, а зачем нам их показывают? Как говорится, "и чё?"... В этом фильме слишком много зачем и почему, на которые нет ответа. Так бывает, когда режиссерский/монтажный ход подменяет собой основную идею.

Еще одна работа - фильм из Швеции под названием «Выгульщик» (Hundvakten, 2014, хр. 13 мин., режиссер - Кэролайн Ингварссон).

Из официального описания: «Смешной и трогательный портрет одного мужчины, основная работа которого заключается в уходе за соседской собакой. Бывший актер, Ларс-Гуннар Перссон, проводит дни с псом, делится своими воспоминаниями о неудачных отношениях и рассуждает о том, как всё могло бы быть иначе».

На этой работе я уже начала просыпаться. Первое, что бросается в глаза, удачный герой, которого удалось таки раскрыть. Он интересен своей откровенностью. Этот портрет-зарисовка весь держится на его рассказах, воспоминаниях. Пожилой мужчина, бывший актер, который сразу же признается, что актером он был никудышным, размышляет о своем одиночестве.

Он говорит: «Просыпаюсь, выгуливаю собаку, ложусь спать. Мой день не так насыщен. Ты должен жить воспоминаниями, но сейчас они стали подводить...» Но честно признается, что и не смог бы никогда ни с кем жить. Вспоминает свою давнюю любовь (к мужчине).

Герой живет в кадре, забыл про камеру, нет никакого выставленного света, красивых ракурсов. Наверное, если бы не явно постановочный финал, можно было бы сказать, что это что-то вроде школы Марины Разбежкиной. Практически все снято без штатива, кроме разве что последней сцены, где герой укладывается спать. Хотя, документальности ради, надо сказать, что штатив там стоит на одном месте словно бы сам по себе, без оператора, и держит все действие на общем плане. Только потом идет нарезка из крупняков.

http://www.midff.com/#!vygulshchik/ch8f

Третья картина - «Рай» (Paradiso, Испания, 2013, хр. 73 мин., режиссер - Омар А. Раззак). Эта лента показалась мне наиболее интересной. Смотрится чуть ли не как игровое кино.

Из официального описания: «"Герцог Альба" - последний кинотеатр для взрослых в Мадриде. Киномеханик Рафаэль все силы тратит на то, чтобы кинотеатр сиял чистотой».

Пожилой киномеханик/вахтер/охранник Рафаэль делает все, чтобы вдохнуть жизнь в умирающую натуру. Он и билетер Луиза, которая вот-вот выйдет на пенсию, кажется, проработали здесь всю жизнь (ее уход из кинотеатра, кстати, и станет здесь своего рода символической кульминацией). Есть там еще рабочий Хуан, он чуть моложе. На интершуме под женские порностоны они делятся друг с другом своими размышлениями о большом кино: о «Гражданине Кейне», о «Космической одиссее» Кубрика...

Люди здесь в буквальном смысле живут в кадре, забывая о том, что их снимают. Скорее всего, там была не одна камера. Есть некоторые постановочные подсъемы (проходки и пр.).

Здесь есть драматургия, хотя, возможно, некоторые моменты и стоило бы банально сократить - слишком много кульминационных заходов на посадку. Если бы их в конце было бы чуть меньше, то акцент и драматизм не так бы рассеивались.

Возможно, этому фильму-зарисовке не хватает холодного взгляда редактора, ясно же, что все остальные участники съемочного процесса хватались за каждый кадр. Но там и правда очень много творческих удач. Я бы тоже рыдала, если б пришлось резать такую документалистику. Хотя да, надо рыдать, но резать.

http://www.midff.com/#!ray/c24bd


смотрю документалку

Previous post Next post
Up