VI. АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТРАНСПОРТ
Общее обсуждение
56. Механический транспорт находится в Соединённых Штатах на вершине своего развития, так что нет необходимости останавливаться на его многочисленных преимуществах над животной тягой. Однако уместно дать краткий обзор масштабов его использования иностранными государствами, заявив, что Соединённые Штаты далеко впереди всех других мировых держав в отношении самоходных транспортных средств, применяемых для транспортировки артиллерии.
ГЕРМАНСКИЕ: Колесные тягачи типов, пригодных для сельского хозяйства и дорог, с низкой скоростью, огромной мощностью и экстремальным весом для перемещения тяжёлых орудий.
Колёсные грузовики типа с одной ведущей осью со средней скоростью, средней мощностью и нормальным весом, несущие непосредственно и постоянно установленные на них противовоздушные пушки.
ИТАЛЬЯНСКИЕ: Колёсные грузовики, подобные германским, созданные в качестве противовоздушных пушечных установок, однако применяемые преимущественно против наземных целей.
Колесные тягачи типа с одной ведущей осью, средних мощности, скорости и веса для перемещения тяжёлых орудий.
БРИТАНСКИЕ: Заднеприводные грузовики, полноприводные грузовики и ограниченное число более тяжёлых американских коммерческих сельскохозяйственных гусеничных тракторов для буксировки тяжёлых орудий.
Отмечается, что эти страны ограничили себя по большей части колёсными средствами, типы которых как раз и ограничили механический транспорт артиллерии почти полностью хорошими дорогами.
ФРАНЦУЗСКИЕ: Используя полноприводные грузовики большой мощности и мобильности на протяжении войны, французы наконец признали в течение 1917 необходимость и преимущество вездеходного механического транспорта, что доказывает разработка ими гусеничных платформ для буксировки их 155 мм гаубиц, установленных на их колёсных лафетах, и для других более тяжёлых буксируемых орудий; в гусеничных грузовиках для боеприпасов и других задач снабжения; и в самоходных гусеничных пушечных установках для более тяжёлых пушек.
57. В то время как эти страны использовали ограниченную моторизацию, в вопросе обращения к ней, как к альтернативе животного транспорта, у них, по всей видимости, не было понятия о цельном проекте замены животной тяги средством, приводимым мотором, с возможным исключением для Франции, которая впоследствии реализовала огромные возможности гусеничных тракторов; они рассматривали лишь отдельно каждое средство перемещения орудий в нужное место в нужное время.
58. Соединённые Штаты подошли к вопросу моторизации с точки зрения вообще получения лучших средств транспорта для своей артиллерии, нежели то, что предлагается животной тягой. Результатом был механизм, который непосредственно заменил животную силу в тяге, давший в то же время лучшие свойства, поскольку фактом есть, что в то время как животный транспорт, особенно с более лёгкими орудиями, обладает большой мобильностью, он не обладает непрерывной или постоянной мобильностью; истощение, безусловно, делает его неактивным после ограниченного периода, и время, требуемое для восстановления, пагубно, если оно совпадает с критическим моментом в военной операции. Вопрос истощения животного транспорта лучше иллюстрируется анализом механики броска вперёд или прорыва, который является предметом цели в борьбе за военное решение. Наша наступательная военная машина должна быть разработана не только соответствующей каждой фазе в задаче прорыва, но также и для того, чтобы оставаться неизрасходованной, когда прорыв будет завершён.
В самой полной концепции наступления машина начинает с неподвижности. В это время наступательная масса находится на своём максимальном уровне. Предварительные действия в наступательном бою призваны разрушить физическое и моральное сопротивление противника, противодействующее сопротивление, так сказать, и сделать последующий прогресс настолько экономичным, насколько это возможно, и настолько быстрым, насколько это желательно. Движение, или темп развития наступления, возникает, когда организованное сопротивление противника уже истощено. Именно в это время энергия - то есть масса и темп наступления - выражаются в продвижении к желаемой цели, то есть к порыву.
Во второй фазе мы находим машины в движении. Теперь разные темпы движения различных боевых средств начинают иметь для нас особенно большое значение. Теперь элемент времени, более или менее незаметный в первой фазе, становится доминирующим. Теперь транспорт - предметов снабжения, боеприпасов, орудий и т.д. - должен двигаться. Пехота определённо будет двигаться - на пересеченной местности это наиболее мобильное боевое средство. Темп тут конечно будет в достатке, когда более лёгкие линии продвигаются на позиции противника, но массы и, следовательно, энергии будет недостаточно, пока не подоспеют артиллерия и снабжение. Наступление идет достаточно хорошо в области, покрытой артиллерийским огнём. Вне действия артиллерии, однако, противник стоек в своей оборонительной и контрнаступательной диспозиции. Масса сопротивления противника увеличивается до такой степени, что невозможно проникнуть в нее быстро уменьшающейся наступательной массой, безразлично насколько может быть высок темп последней. Наступлению не достаёт энергии из-за отсутствия этих средств, которые делали возможным подлинное продвижение; истощение требует их возмещения.
В течение фазы движения животное призвано к его максимальному напряжению, получая минимум ухода. Истощение является естественным результатом тому и, следовательно, как это подтверждается анализом многочисленного опыта Европейской Войны, мы можем сказать, что против организованного противника прорыв является невозможным с одним лишь животным транспортом.
59. Различие в национальных идеях животной и механической тяги существует, вероятно, из-за дорожных условий, существующих у нас и за рубежом. Европейцы имеют в распоряжении обширную сеть прекрасных дорог со скоростью в качестве единственного ограничения для лошади. Их мнение состоит в том, что любой другой транспорт является подвижным средством, использование которого объясняется лишь частными, не связанными друг с другом и не слишком важными причинами; с другой стороны, американские артиллеристы сталкиваются в своей стране с дорогами, которые немногим лучше, чем непроходимая пересечённая местность. Необходимость решения этой дорожной проблемы поставила нас в гораздо лучшее положение, побудив искать соответствие всем условиям ведения войны более настойчиво, чем другие нации. Потому фактом является, что нам более не нужно ограничивать нашу деятельность автомагистралями, но вся обширная площадь непроходимой бездорожной территории теперь находится в нашем полном распоряжении, и мы можем оставлять дороги свободными для высокоскоростных моторных средств учреждений снабжения.
Другими словами, мы развили использование силы человека и животных до практического предела. Использование хороших дорог и использование железных дорог прекрасно понятно, но теперь мы в состоянии завоевать самую широкую область, то есть пересечённую местность, путём использования механического транспорта, позволяя большое преимущество, возложенное на хорошие дороги и железные дороги как на пути для артиллерийского транспорта, для более эффективной реализации внедорожными механизмами.
60. Итак, механический транспорт есть основным движителем в будущем. Введение механического транспорта, конечно, вызовет далеко идущие изменения в типах орудийных лафетов. Несомненно, что рано или поздно, но это зайдёт настолько далеко, что самоходным станет сам лафет орудия. Необходимо, чтобы изучение и развитие энергично стремились к этой цели, поскольку это ставит нас на пороге изменений, столь же радикальных, как и введение длинной отдачи, и страна, первой использующая новые возможности, данные механической тягой и гусеницей, будет иметь значительное преимущество в следующей войне. Поэтому то максимальное преимущество, которое даёт самоходный лафет, следует начать использовать как можно раньше, а именно - уже сейчас.
61. Ограничение в весе, которое имелось до сих пор для упряжек, было повсеместно введено в артиллерии. И хотя в настоящее время Комиссия не готова установить определенный предел весов для будущего развития, вероятно, что ограничивающей характеристикой конструкции полевых орудий в будущем станет только то требование, что они должны безопасно проходить через временные понтонные мосты.
62. Хотя нет никаких сомнений в том, что преобладает тенденция к полной моторизации, Комиссия по результатам своего расследования не считает оправданным рекомендовать тенденциозно ускоренную повальную моторизацию. Механический транспорт должен заменять лошадь не стихийно, а только ходом принятия вполне удовлетворяющих моторных типов.
Предложение типов транспортных средств
63. Ограничения транспортирования, указанные выше, могут быть в целом определены следующим:
(а) заднеприводной грузовик и легковой автомобиль могут работать на дорогах;
(b) полноприводной грузовик может работать на дорогах, а также на естественной пересечённой местности;
(с) гусеничный ход может работать на дорогах, на естественной пересечённой местности, а также на заграждённом в инженерном отношении предполье.
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ:
64. Война не вызвала радикальных изменений легковых автомобилей. Самое большее, что можно сказать по этому вопросу, состоит в том, что некоторые коммерческие легковые автомобили показали большую прочность деталей и простоту в эксплуатации, чем другие. Они поэтому предпочтительны для военных задач.
ГРУЗОВИКИ:
65. Когда грузовики были впервые использованы для военных целей, естественно использовались коммерческие грузовики. Типы с двумя ведущими колёсами были первыми появившимися; позже, в коммерческом мире для удовлетворения требования большего преимущества полного привода появился тип с четырьмя ведущими колёсами. Когда два типа были испытаны в первые дни Мексиканской Экспедиции, реальное доверие было возложено на полноприводные грузовики; там имелись случаи, когда целые колоны одноприводных грузовиков застревали. В последующее время, когда дороги подсохли и улучшились, одноприводный тип показал себя лучше, но ясно, что в целом в отношении проходимости он получил худшую репутацию.
66. Поэтому артиллерия больше заинтересована в типе грузовика, который лучше всего подходит для плохих дорожных условий. Экспедиционный Корпус Соединённых Штатов, имевший в использовании моторизованную полевую артиллерию для некоторых его незначительных операций, принял, после множества испытаний, полноприводный грузовик для обслуживания его артиллерии. На протяжении всей войны английское, французское и русское правительства закупали значительные количества грузовиков, приводимых на все четыре колеса, для использования в их артиллерийской службе, и еще в июле 1918 французы сделали срочный запрос к А. Э. С. на 300 таких грузовиков. Полноприводные грузовики имеют такую мощность, передачу и распределение веса, чтобы обеспечить движение, если тяга придётся даже на одно колесо.
67. До исхода 1917 не было найдено типа полноприводного грузовика, столь же идеального в механических деталях как некоторые из наиболее совершенных типов одноприводных грузовиков. Это было естественным, поскольку развитие полноприводных грузовиков началось позже, чем двухколёсного привода. Однако Департамент Материальной Части осуществил разработку полноприводного грузовика, который не имел бы ни одного недостатка полного привода коммерческих типов. Этот грузовик ожидался к выпуску в мае 1918 и был рекомендован комиссией специалистов от практически каждого департамента Генерального Штаба для принятия в качестве стандартного типа грузовика Армии США (см. пар. 30, S.O. 1, W.D., 13 апреля 1918).
По мнению Комиссии, грузовик типа с приводом на четыре колеса и со всеми управляемыми колёсами является единственным колёсным транспортным средством для перевозки тяжелых грузов, адекватно удовлетворяющим нуждам артиллерии в батарее, дивизионе и полку, так же как в обозе артиллерийских боеприпасов; и пока не будет утверждена определенная рекомендация по этому поводу, артиллерия будет обременена разнородной массой грузовиков, чьё использование ограничено почти исключительно хорошими дорогами.
ГУСЕНИЧНЫЕ СРЕДСТВА:
68. Превосходство гусеницы над всеми другими механическими принципами движителя на пересечённой местности может быть реализовано, когда мы примем во внимание основные характеристики, олицетворённые его конструкцией. Рама, несущая мотор с необходимым элементом передачи энергии, установленная на маленьких колёсах; эти колёса, вместо того, чтобы непосредственно контактировать с грунтом, бесконечно катятся по гусенице, рельсы которой преднамеренно смонтированы на плоской широкой поверхности. Эта поверхность или звено соответствует железнодорожным шпалам или полушпалам, и является такой ширины, чтобы обеспечить очень низкое удельное давление на грунт. Гусеница с её звеньями сформирована в бесконечную ленту, которая приводится от звездочки, подобно велосипедной цепи. В целом транспортное средство, следовательно, можно сказать представляет собой колёсный механизм, который прокладывает свою собственную дорогу по мере того, как он движется по грунту. Далее, путем взаимодействия гусеницы и станин или тележек, на которые устанавливают колеса, этот тип транспорта точно соответствует разнообразной поверхности грунта - свойство, которое еще больше обеспечивает сцепление. Опять же, сила применена таким образом, что индивидуальный привод гарантирован каждой из двух гусениц. При такой конструкции гарантировано движение по очень мягкому грунту благодаря низкому удельному давлению, которое, как правило, составляет около 5 фунтов на квадратный дюйм. Гусеница может перекрывать широкие щели или канавы, или подниматься по крутым скользким уклонам. Сцепление с грунтом обеспечивается шипами или грунтозацепами, которые выступают на высоту примерно три дюйма от поверхности звена. При удалённых грунтозацепах гусеницы не повреждают твёрдые дороги значительно. Вышеописанные преимущества делают гусеницу единственным логическим принципиальным движителем для перемещения по наиболее сложной местности.
История моторизации артиллерии в США
69. Основательные и практические эксперименты с гусеничными средствами для артиллерийского транспорта начаты в Соединённых Штатах в 1914, и на следующий год коммерческий сельскохозяйственный трактор наиболее многообещающего типа испытан Комиссией Полевой Артиллерии. Результат вылился в 1916 в полную переработку некоторого числа таких средств с целью приспособить их для службы в полевой артиллерии, и в фактическое перевооружение одной средне-тяжелой батареи на материке и одного средне-тяжёлого полка в Гонолулу. Это переработанное гусеничное средство по-прежнему содержало множество мелких недостатков, устранение которых в 1917 привело к разработке и производству существующих артиллерийских ходов.
70. Прогресс в моторизации артиллерии наилучшим образом иллюстрирован рекомендациями и результатами, достигнутыми составом Комиссии Артиллерии и Материальной Части; эти рекомендации были получены после долгого тщательного изучения, испытания и исследования не только в лабораториях, но также в поле при имитированных и реальных военных условиях. Основания в любом случае даны, вместе с содержанием рекомендаций ряда комиссий.
71. Особым приказом №. 98, W. D., 1917, пар. 51 назначена комиссия для "рассмотрения вопроса о моторной тяге для полевой артиллерии". Эта комиссия рекомендовала:
(а) моторизацию пушек,
(b) моторизацию гаубиц,
(с) использование резиновых шин во всей материальной части полевой артиллерии,
(d) формирование задела в 30 артиллерийских тракторов для каждой боевой дивизии,
(е) отправку члена комиссии во Францию для исследования моторизации 6" гаубицы.
Эти рекомендации были утверждены Генеральным Штабом, и несколько департаментов снабжения были направлены на их осуществление.
72. Результатом исследования во Франции был особый приказ №. 83, Пар. 7, Г. Ш., A. Э. С., 1917, назначавший комиссию для "рассмотрения и доклада по вопросу моторной транспортировки материальной части гаубицы".
Эта комиссия рекомендовала:
(а) моторизацию гаубиц,
(b) сохранение дивизионного задела тракторов,
(с) разработку моторного транспорта для артиллерии во всех формах.
Эти рекомендации были утверждены Главнокомандующим А. Э. С., в каблограмме 149, параграф 15, Генералу Адъютанту, сентябрь 1917, и департаменты снабжения были направлены на исполнение.
73. Пар. 69, особого приказа №. 242, W. D., 1917 назначен состав для продолжения работ Комиссии Моторной Тяги Артиллерии "для рассмотрения всех вопросов моторной тяги для полевой и тяжёлой артиллерии".
Эта комиссия рекомендовала моторизацию:
(а) автомата,
(b) пушки,
(с) мортиры,
(d) гаубицы.
На будущее комиссия рекомендовала:
(а) использование колёсных трейлеров в некоторых моторизованных организациях для скоростной транспортировки гусеничных средств.
(b) использование штабных дозорных и разведывательных легковых автомобилей и составила общие требования к ним.
Эти рекомендации были утверждены Главнокомандующим, и департаменты снабжения были направлены на немедленное исполнение.
Основываясь на данных, собранных вышеуказанными комиссиями, Генеральный Штаб составил Таблицы Организации для моторизации артиллерии.
74. Артиллерийская комиссия Г.Ш., A.Э.С., после практического испытания рекомендовала моторизацию:
(а) 50% пушек в каждом дивизионе;
(b) экипажей зарядных ящиков снарядных обозов.
Эти рекомендации были утверждены Главнокомандующим А. Э. С., в каблограмме №. 1771, пар. 1, 9 октября 1918.
Орудия различных типов также были установлены на экспериментальных самоходных гусеничных установках, а именно пушки и гаубицы.
75. Итак, за исключением 50% пушек в боевых дивизионах, моторизация всех мобильных артиллерийских орудий была одобрена и была бы реализована, если бы война продлилась несколькими месяцами дольше, или если бы трюмы судов были более свободны в течение войны. После прекращения военных действий в 1918 достаточное гусеничное оснащение не было доставлено во Францию для завершения этого проекта; это было прискорбно, поскольку многие из наших артиллерийских кадров имели опыт с коммерческими сельскохозяйственными гусеничными тракторами, с их серьезными дефектами и неприспособленностью к транспортировке артиллерии, и, следовательно, сформировалось ошибочное мнение, основанное на такой характеристике. Однако интересно отметить донесения тех артиллеристов, которым посчастливилось получить хотя бы небольшую часть достаточного надела моторного оснащения в его нынешнем этапе развития для артиллерийских целей.
Типы, произведённые Департаментом Материальной Части
76. Департамент Материальной Части на настоящее время выполнил следующую общую механическую разработку в отношении артиллерийского моторного оборудования:
(а) эффективный 10 тонный артиллерийский трактор для буксировки тяжелой французской пушки разработан, испытан и находится в серийном производстве, а именно 2800 шт, из которых 933 находятся во Франции.
(b) эффективный 5 тонный артиллерийский трактор для буксировки средней британской пушки разработан, испытан и находится в серийном производстве, а именно 4000 шт, из которых 1018 находятся во Франции.
(с) эффективная тяжёлая мобильная ремонтная мастерская разработана, испытана и запущена в производство, а именно 17 мастерских из 2х секций каждая, одна из которых находится в действии в оккупированной зоне в Германии.
(d) эффективный артиллерийский ремонтный грузовик разработан, испытан и находится в серийном производстве, а именно 1332 шт, 420 из которых находятся во Франции.
(е) эффективный 3хтонный полноприводный грузовик разработан, испытан и принят в качестве стандартного для использования в Армии.
(f) гусеничные ходы для замены колёсных на некоторых орудиях.
(g) следующее разработано, построено и испытывается:
2½ тонный трактор,
тяжёлый мотоцикл для артиллерии,
самоходные установки для различных орудий,
грузовые гусеничные транспортёры или транспортёры зарядных ящиков,
грузовые гусеничные прицепы.
Можно сказать в отношении (а), (b) и (с), что Соединённые Штаты далеко впереди всех остальных мировых держав. Особенно важно, что были энергично запущены проектирование, эксперименты и испытания самоходных гусеничных типов, а также гусеничных тягачей для буксировки, колёсных трейлеров для длительной быстрой перевозки и разработка подобных транспортных средств для боеприпасов.