я наконец после многолетних сборов взялась повести "занимательную математику". пока для старших (4й класс) и на первый раз только для двоих.
решила, что для начала надо завлечь и увлечь.
занимались шифрами (все на английском).
сначала обсудили слова криптография, encript, шифр - откуда взялись и что означают
Обсудили кто и зачем мог хотеть что-то кодировать, я в процессе нарисовала картинку с командующим, его войсками и врагами между ними.
Стали обсуждать способы кодирования - предложили невидимые чернила, которые читаются в ультрафиолетовом свете. Решили подумать о менее технологичных способах, и оставили на потом.
я рассказала про шифры где одни буквы заменяются на другие. они сразу подняли проблему возможной утери ключа.
Пошифровали друг другу из алфавита "напополам".
Я дала им одно слово с расшифровкой, и попросила угадать какой у меня шифр (сдвиг на букву). Один из них догадался сразу, но потом об`яснял другому, они спорили в какуы сторону сдвигать, что делать на границе, и т.д. Они должны были мне давать пробные шифровки чтобы я их своим способом расшифровала. Со второй попытки получилось.
Обсудили что делать в отсутствие ключа. Я рассказала про разное распределение частоты букв в разных языках, посмотрели на гистограммы.
Потом поговорили про шифры с разными сдвигами, про Юлия Цезаря, обсудили как можно сделать шифр прочнее используя разные сдвиги для разных букв (по кодовому слову)
Попробовали поиграть с невидимыми чернилами из лимона и молока.
мне понравилось. Они думали, участвовали, им было интересно.
40 минут - все-таки максимум внимания. потом уже можно только двигаться и работать руками
В планах на потом - заменять цифрами-двумерными координатами, переставлять буквы по алгоритму (искать алгоритм); в качестве ключа решать примеры где буквы заменены цифрами.
Самое хорошее - вечером дите сказало, что это был самый лучший урок математики в его жизни. :)