Оригинал взят у
anisiya_12 в
Относительно Домостроя)В очерках юридического быта Самарской губернии (1878 год) читаем:
Женщина и собственность
В большой и малой семье женщина - самостоятельная имущественная единица, а не дольщица общего достояния семьи. Женщине дозволяется иметь собственное имущество - коробью, чего не полагается остальным членам семьи. За нею признается право получать в свою исключительную пользу деньги за известные заработки (за грибы, ягоды, молочный скоп (на современном языке - добыча молока и производство молочных продуктов - масла, сливок, пахты и прочего - прим. мое), яйца и птицеводство, рукоделие - все это бабье добро. Кроме того,бабам дается из общего
достояния семьи волокна льна, пеньки и поскони, а также шерсть для изготовления
белья.
Кроме того, каждая женщина получает в личное пользование из общего достояния семьи денежную или натуральную долю на своих холостых детей (как мальчиков, так и девочек).
В общем случае замужняя женщина на свои средства (коробью) занималась снаряжением своей избы, обеспечением себя и детей всем, кроме еды (едой заведовала большуха - хозяйка семейной корпорации), а также снабжением одеждой мужа, при этом снаряжением избы считалось, насколько я поняла, мебельная обстановка, домашний текстиль - ковры/половики, постели, занавески, покрывала, скатерти, салфетки и прочее; краска (побелка) для стен и печи и прочие штуки, необходимые для содержания в порядке дома и двора (для двора и палисада - это лес для заборов и надворных построек, рассады цветов, овощей и фруктовых деревьев, средства по уходу за садом и огородом, песок для посыпки двора и так далее,и так далее).
Девушка и собственность
Семья, не освобождающая холостую девушку от общей работы, дает ей тем не менее, возможность работать лично на себя.Например там, где есть бахчи или огороды - сажание на них овощей, полотье и уборка их, а также уборка сена, полотье яровых хлебов, деланье топлива из навоза, гульки и тп. - это их личное достояние.Гульками называется праздничная уборка хлеба (жнитво) или сена, на которую девушки собираются партиями от 6 до 10 человек... На эти деньги девушка под наблюдением матери начинает копить свою "коробью".
Маленький перерыв в цытатах.. наверное уже заметно, что русская крестьянка не имеет права собственности на землю и средства производства на ней? но хитрость в том, что русский крестьянин тоже не имеет прав на землю. Русские крестьяне жили по правилам уравнительного землепользования, когда собственником земли была община в целом.
Внутри общины каждому тяглу (женатой паре - мужчина/женщина) выдавалась равная с прочими доля земли и средств ее обработки. Холостые мужчины не имели права на долю земли. Они не считались тягломи (в отличие от женщин) самостоятельной юридической и экономической единицей - работали на семью, и результаты их труда полностью поступали в долевую собственность тяглам, составляющим эту самую семью. В случае самовольного выхода из семьи (без разрешения хозяев дома) холостой мужчина уходил из семьи "с крестом" - то есть буквально в том, что дали ему женщины семьи для минимального прикрытия тела (например, штаны да посконная рубаха) и с крестиком на шее.
Раз в 10-15 лет схема раздачи земли по общинникам пересматривалась в связи с естественным изменением тяглового состава семей - кто то умирал, кто то вырастал и женился. Такие переделы назывались "черными" и в общем справедливо - накал страстей в этот период в общине возрастал до немыслимых высот.
Муж и собственность жены или дочери
Неприкосновенность женской коробьи установлена обычаем и охраняется миром (общиной), строго соблюдающим этот обычай. Посягательства на нее со стороны мужа караются весьма жестоко, поэтому такие случаи в больших семьях неизвестны, а в малых- чрезвычайно редки.
По смерти бездетной жены муж возвращает безусловно все ее имущество (коробью) - за вычетом потраченного (с согласия жены) на совместное житье - прежней семье жены и там оно не поступает в общее (долевое) достояние дома, но получает его мать умершей, за смертью последней - девушки-дочери (сестры), за отсутствием таковых - холостые братья. Если таковых не случается, все имущество умершей идет на помин ея души(sic! - то есть в пользу церкви- прим. мое). Пословье, распространенное в центральных губерниях России - муж не наследует даже постели покойной жены, а одну только благословенную икону.
Женщина и собственность мужа (главенство в семье)
Свящ. Архангельский утверждает, что даже бездетная вдова может стать хозяйкою дома (стать большухой в семье над женатыми сыновьями мужа), если возьмется править душу покойного мужа, то есть платить причитающиеся на его душевой надел подати и повинности. Тот же обычай распространен и в других губерниях, в частности Архангельской, Самарской, Волынской, Вологодской, Воронежской и тд.
Женщина и наследство
Наследства у крестьян в смысле положительного закона нет. Каждый член семьи, если только он дольщик общего состояния, уходя из семьи, уносит с собой причитающуюся ему долю имущества (выдел).Семья есть отдельная имущественная корпорация, на имущественное достояние которой никто из чужой семьи, какой бы он ни был близкий родственник, права не имеет. Термин "наследство' применим к народному быту только в том смысле, что смерть отца открывает детям право на представительство в имуществе дома - то есть они могут потребовать пересмотра долей из-за смерти отца с получением полного пая в общем имуществе дома.
Только за женщиной, как самостоятельной имущественной единицей признается право завещать свое имущество. Нередки случаи, когда женщина-вдова -хозяйка дома (большуха) завещивала часть общего имущества дома своим дочерям (холостым или замужним - то есть в чужую семью) при наличии женатого сына - и это было признано обязательным к исполнению по ее смерти, хотя сыновья и заступали место матери в качестве хозяев дома.
Женщина и брак
Для заключения брака требуется не согласие родителей, а согласие хозяев дома, таким образом согласие требуется не на брак собственно говоря, а на вступление в семейную корпорацию и выход из нее. Согласие требуется также от брачующихся - нередки случаи, когда при согласии хозяев дело расстраивается из-за несогласия жениха или невесты. Браки убегом делаются большей частью для видимости - во избежание расходов на свадьбу или в случае выхода замуж девушки православной веры за кого-нибудь раскольничьего толка. В последнем случае невеста бежит из дома с согласия родителей, чтобы старикам не стыдно было перед своими, что выдали дочь замуж по охоте за человека чужой веры и тем обнаружили холодность к своей.
только подтверждает . что матриархат- не выдумка