Взгляд на музыку глазами Алана Уайлдера

Jun 17, 2009 13:28

взгляд на музыку глазами Алана Уайлдера, одного из наиболее значимых имен в современной индустрии звукозаписи.

Музыка Для Масс - Я Так Не Думаю
Мы живем в мире технологий - число прорывов в науке растет экспоненциально. Настолько быстро, что нам даже сложно за ними поспеть. Так почему же качество музыки деградирует? Музыка "звучит" хуже. Мы перестали слушать, не хватает времени. Время остается только на то, чтобы нас оглушили самым громким, самым привлекательным потоком мыльнооперного шума какой только можно себе представить, до тех пор пока от него не устанут уши и не возникнет желание "перещелкнуть песню". Почему реклама по ТВ звучит в два раза громче самих передач? Заполучить наше внимание можно только в Войне Громкости.

В последние годы революция в технологии процессинга стала причиной изменения способа мастеринга альбомов. Для того чтобы оставаться в русле моды, департаменты A&R (Artists & Repertoire - отделы издающих лейблов, отвечающие за творческое развитие музыкантов и поиск новых имен), продюсеры и даже сами музыканты требуют, чтобы звукоинженеры путем компрессии звука настолько завышали уровень сигнала, что это стало вредить динамическому диапазону.

(Динамическая компрессия существенно повышает громкость тихих элементов и инструментов в звуке, оставляя неизменной уровень громких элементов)

Подобная компрессия приводит к подавлению звуковых тонкостей и нюансов и фактически грабит музыку, лишая ее эмоциональной силы, оставляя слушателя непричастным. На самом деле, человеческое ухо способно самостоятельно защищать себя от завышенной громкости звука, возможно, поэтому мы ассоциируем динамическую компрессию в первую очередь с уровнем громкости. Мозг воспринимает звуковую информацию таким образом, что громким звукам уделяется большее внимание, из-за чего компрессированная музыка может показаться более возбуждающей. Это имеет непродолжительный эффект. Как показывают исследования, монотонный уровень громкости спустя несколько минут приводит к чувству усталости.

Настоящее возбуждение приходит от вариаций ритма, интонации, тональностей и широкого динамического спектра, который в свою очередь добавляет в звук пространство и теплоту - вещи, которые сложно найти в нынешней поп- и рок-музыке. Если вам нужен хороший пример, послушайте The Arctic Monkeys - 'I Bet You Look Good on the Dance Floor' - это бомбардировка толстокожим, одномерным шумом.

Вниз По Спирали

В настоящий момент МП3 компрессия позволяет создать меньший по размеру файл за счет исключения из звука той информации, которую человеческое ухо имеет меньше шансов заметить. Большая часть оставляемой за бортом информации, как правило, - сверхнизкие и сверхвысокие частоты (по той же причине компрессия МП3 не очень хорошо справляется с реверберацией). Иными словами, если уже сплющенный звук CD конвертируется в МП3, эффект плоскости звука еще более усиливается. Результат - неудовлетворительные, вялые, пустые и неоригинальные ощущения от прослушивания.

Равно как CD вытеснил винил, все мы знаем, что МП3 и другие цифровые форматы быстро вытесняют компакт-диски в качестве наиболее популярных форм воспроизведения музыки. Это означает большее удобство, но и более кошмарный звук (хотя со временем это может улучшиться). Даже аудиофилы переключаются на мультимедиа: айподы и айфоны становятся частью джентльменского набора. Многие из них потеряли интерес к хай-энд системам, в то время как подрастающее поколение настолько привыкло к прослушиванию динамически компрессированной музыки, что эта битва уже проиграна.

Но это еще не все. Мы наблюдаем, как эта постепенная, но важная смена способа прослушивания переносится на саму индустрию звукозаписи. Это не только вопрос качества аудио. Это вопрос мастерства. И искусства.

Искусство Ради Искусства

Мой пример немного нетипичен, поскольку я не супер-успешный музыкант по меркам розничных продаж и в этом смысле я борюсь за своего слушателя, равно как и миллионы других музыкантов. В то же время, благодаря моему вкладу в Depeche Mode, я чувствую себя уверенно, мне не приходится ни перед кем вилять хвостом и подстраиваться под чьи-то рамки. Смена рынка не сильно отражается на мне. По крайней мере, она не влияет на то, как я пишу и записываю музыку. Но она подогревает мой цинизм по отношению к несправедливости, к тому, что так много хорошей музыки навсегда теряется в результате отсева. Но в этом нет ничего нового. Природа мейнстрим радио не изменилась, журналы имеют минимум влияния на аудиторию, присутствие музыки на ТВ минимально донельзя - даже несмотря на MTV, которое, впрочем, становится все более и более маргинальным. Наиболее эффективный способ донести свою музыку до слушателя - через ТВ-рекламу.

Оставляя тему целесообразности, я бы хотел увидеть возвращение высококачественного искусства, охватывающего все чудеса современной технологии и науки, по цене, которая бы отражала реальное время создания и иные затраты музыканта. Можете назвать меня старомодным. Как и любого другого, кто хотел бы купить сделанную вручную мебель, или одежду из дизайнерской коллекции, или прилично напечатанную фотографию. Вместо того чтобы потворствовать средствам массовой информации, почему бы не выпускать высококачественное аудио, возможно на DVD, тем более что это не потребует новых вложений в воспроизводящую аппаратуру? Дополнив это качественным оформлением, которое, если печать затруднительна по финансовым причинам, можно было бы скачать из интернета.

Выпуск продукции для коллекционеров может быть выходом в данных условиях. Поддержать производство дорогого продукта теми, кто действительно ценит качество и уникальность, позволить широкой аудитории внести небольшую сумму на фундаментальные затраты - в этом есть определенный смысл.

Некоторые так и сделали. К примеру, Магне Фурухольмен из группы A-Ha выпустил и продал 300 экземпляров 10-дюймового винила с раскрашенными вручную обложками, к которому прилагается компакт-диск со всеми песнями, плакат и документальный фильм, показывающий создание обложек. Каждый экземпляр альбома стоил 100 евро. В конце же концов, все песни с диска были опубликованы бесплатно на MySpace. Снимаю шляпу перед таким подходом, который эффективно заинтересовал каждого серьезного поклонника стать кем-то вроде персонального инвестора.

Успешного воплощения подобной схемы - DVD/обложка/фильм - от крупной издающей компании пока никто не видел. Хотя у нее нет причин не сработать, покуда лейблы будут прагматически относиться к скачиваниям, которые могут быть лишь инструментом для раскрутки и промоушна, а не стабильным источником серьезного дохода.

В действительности же придумать формат - простейшая из задач. Трудность заключается в том, как это продать.

Определенно, привлекать внимание к записи в музыкальных магазинах перестало быть целесообразным уже давно. Сети магазинов - это последнее звено в цепи и они методично мутируют во что-то новое: уделяют больше внимания играм, околомузыкальным товарам, аксессуарам для айподов и так далее. Для обеспечения собственного выживания, даже с учетом запрещения возвращать назад открытые компакт-диски, магазины оказывают сильное влияние на звукоиздающие компании, соглашаясь ставить на полки лишь то, что гарантировано продастся - лишь артистов-бестселлеров, дабы избежать затоваренности.

Деловая хватка будет изменяться, но для артистов и их представителей остается важным стараться держать руку на пульсе времени, делать новые попытки. Я предвижу возвращение небольших независимых лейблов, работающих по новаторским схемам (если приглядеться, они уже существуют), с незначительными затратами, которые выступали бы скорее в роли административного обеспечения музыканта, организовали бы производство и эффективную систему продаж через вебсайты и дружественные сети распространителей. Которые снимали бы с музыкантов дополнительную нагрузку. (Это не означает, что нужно забыть идею массовой доступности музыки через Itunes или подобные сайты).

Кто знает будет ли у меня контракт со звукоиздателем к тому моменту, как я закончу свой следующий альбом? Будет печально расставаться с Mute после столь долгих лет совместной работы, но у меня есть чувство, что это решение от меня не зависит. Гораздо больше оно зависит от будущего Mute/EMI и других компаний. Может оказаться, что бестселлеры Mute будут втянуты в машину EMI, а все остальные окажутся на обочине, включая сам лейбл Mute. Поистине, это будет печальное событие.

Так кого винить за это безумие? Можно показать пальцем на звукозаписывающие компании, которые сидели и били баклуши все это время, годами выпуская по запредельным ценам переиздания популярного старья, одновременно с этим бомбардируя нас пустыми безликими поп-идолами, мальчуковыми группами образца X Factor? Можно ли сказать "... вы привели все к этому..."? Или стоит обвинять "ничего особенного не слушающего" обывателя с концентрацией внимания как у трехлетнего ребенка, живущего в гомогенном одноразовом обществе, восхищающемся Пэрис Хилтон, перегретому обилием выбора? Обществе, делающим ставку на банальность и принимающим посредственность за стандарт? Или, может быть, обесценивание возникло из-за культа диджеев, при котором каждый может выдать концентрат всей идеи рок'н'ролла, поставив на вертушку классический фанк-трек из 70-ых, добавив сверху рэп-ахинеи и назвав все это своей работой? Современная музыка - это вообще еще искусство? Или просто очередная форма бизнеса?
Previous post
Up