Война и право

Jun 02, 2022 19:00

Написал я вчера пост "Законность войны (jus ad bellum)", в котором обосновал справедливость и законность военных действий со стороны России на Украине. В ходе ответов на комментарии, решил сделать отдельную заметку по международному праву в отношении войны на Украине.

К слову. Нас всегда учили, что международное публично право - это высший пилотаж в юриспруденции, а по мне так МПП - это фикция, а юристы международники больше философы. Если внутри страны суверен устанавливает законы и за счет репрессий добивается их исполнения, то когда сталкиваются два суверена - кто же может их рассудить? Независимый арбитр Бог или развитая инопланетная цивилизация, но никто из них в этой роли выступить не захотел. Вот и не работает МПП по этому.

Однако, все же обозначим некоторые моменты в МПП по войне на Украине.

агрессивная война

Есть мнение, что Россия развязала агрессивную войну. Что за ее развязывание и ведение даже по внутренним законам согласно ст. 353 УК РФ положена уголовная ответственность. Да, это так и это дублирует положение Римского статута Международного уголовного суда, а именно параграф d пункт 1 статьи 5:

Преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда
1. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии с настоящим
Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:
a) преступление геноцида;
b) преступления против человечности;
c) военные преступления;
d) преступление агрессии.

Только что же такое преступление агрессии или агрессивная война? а уже во втором пункте ст. 5 есть интересное уточнение:

2. Суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только
будет принято в соответствии со статьями 121 и 123 положение, содержащее определение
этого преступления и излагающее условия, в которых Суд осуществляет юрисдикцию
касательно этого преступления. Такое положение сообразуется с соответствующими положениями Устава Организации Объединенных Наций.

На сегодня единственная международная организация, которая может признать войну агрессивной это Совет Безопасности ООН согласно ст. 39 Устава ООН. Никая другая организация, как Ген.ассамблея ООН, ОБСЕ, ПАСЕ или спортлото не имеют компетенций по этому вопросу и все их правовые акты будут недействительными, юридически ничтожными. Совбез ООН по отношению военных действий на Украине резолюций по агрессивной войне не издавал и не издаст по понятным, надеюсь, причинам.

соблюдение Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны

Есть мнение, раз войну никто друг другу не объявлял то Женевскую конвенцию можно не соблюдать. Это не так, согласно ст. 2 конвенции:

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.

точно такая же норма есть и в Женевской конвенции об обращении с военнопленными

Нарушение этих норм подпадает под параграф C пункта 1 ст. 5 положения Римского статута Международного уголовного суда (см. выше). Таким образом публичное игнорирование случаев издевательства над военнопленными со стороны руководства Украины является основанием для их уголовного преследования.

casus belli или право России на справедливую войну

В своем посте "Законность войны (jus ad bellum)" я называл основные причины, которые могут послужить причиной войны, и в 5м пункте назвал главный формальный признак дающий право на эту войну - это защита союзного государства.

На Украине в 2014 году в результате государственного переворота началась гражданская война, в результате которой две республики Украины фактически наделились суверенитетом. Международное сообщество в рамках "Нормандского формата" предложило в 2015 году воюющим сторонам мирное урегулирование - соглашение "Минск 2", которое бы позволило вернуться ЛНР и ДНР в юрисдикцию Украины. Украинская сторона согласилась на эти предложения и поставила свою подпись под договором. Однако, в последствие всячески уклонялось от их выполнения. Все это время между Украиной и ЛДНР были постоянные боевые столкновения, что фиксировалось специальной мониторинговой миссией ОБСЕ на Украине. 10 февраля 2022 года Украина официально отказалась выполнять Минские соглашения. Таким образом, возможность ЛНР и ДНР войти снова в юрисдикцию Украины стала невозможной по инициативе Украины. Единственным возможным выходом для республик было принятие суверенитета уже де юре. 22 февраля 2022 года Российская Федерация признала суверенитет ЛНР и ДНР. В тот же день были заключены идентичные договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с ЛНР и ДНР согласно ст. 3 этих договоров Российская Федерация взяло обязательство по совместной обороне от агрессии третьих государств на эти республики. Следовательно объявленная 24 февраля 2022 года СВО на Украине опирается на принципы международного права, а именно ст. 51 Устава ООН (право на коллективную оборону) и международные договоры РФ.

Крым отжали силой.

В этом своем старом посте я приводил перечь документов обосновывающих, что с 1991 года Крым был в составе Украины незаконно. После государственного переворота на Украине в 2014 году проблема оккупации Крыма со стороны Украины обострилась. Участились случаи угнетения и преследований жителей Крыма по национальному признаку. В результате этих событий жителями Крыма было принято решение о провозглашении суверенитета и дальнейшего присоединения к России. 6 марта 2014 года Севастопольский горсовет VI созыва и 7 марта 2014 года ВР АРК приняли соответствующие постановления и объявили референдум на 16 марта 2014 года по этим вопросам. В результате проведенного референдума народ Крыма большинством голосов принял решение за воссоединение Крыма и Севастополя с Россией на правах субъекта Российской Федерации.

Во время известных событий на территории Крыма наблюдалось присутствие российских военных. Пребывание российских военных в Крыму было абсолютно законным в рамках Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины и в рамках этих соглашений, а также приложению 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота состав вооруженных сил РФ на территории Крыма мог составлять 25 000 человек.

DIXI

UPD: дополнительное разъяснение по резолюция ООН 3314 Определение агрессии.
Previous post Next post
Up