История меланхолии в искусстве от древности до наших дней.
Цицерон упоминает, что в его время уже многие авторы писали о меланхолии, в том числе Гомер, говоривший, что в меланхолии часто ищут уединения. О лечении этого состояния он пишет, что «тело поддается лечению, для души лекарств не имеется».
Аристотель задал вопрос: «почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством - почему все они по-видимому были меланхоликами?» Платон в своих трудах описывал состояние мании (μανία, а) бешенство, сумасшествие; b) восторг, вдохновение), как «правильного» неистовства, происходящего от муз - это дает поэтическое вдохновение и говорит о преимуществе носителя этого заболевания перед обычными людьми с их житейской рассудочностью.
В Седневековье мучаются меланхолией как от любви к прекрасной даме, так и от страха перед концом света и адскими мучениями. Меланхолия считается грехом.
Самым сильным образом Меланхолии эпохи Возрождения можно считать знаменитую гравюру Дюрера. Многое в ней связано с символикой планеты Сатурн, которая покровительствует меланхоликам. Бог этой планеты старше остальных богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной, он стоит ближе всех к источнику жизни и воплощает высший интеллект. Но, увы, многие знания умножают печали.
Две линии образов начинаются с этой гравюры и продолжаются через всю выставку: «геометрия» как нечто вечное, абстрактное, точное и чуждое человеческой природе, и «Сатурн», неумолимое время, пожирающее своих детей.
Лукас Кранах Старший, «Меланхолия», 1532
Альберто Джакометти «Куб», 1933
Виктор Гюго «Планета (Сатурн)» ок.1854
Книжная миниатюра, Лион, 1435-1440
Лукас Кранах Старший, 1501-1515
Франсиско Гойя, «Каннибалы», около 1800
Гойя писал и Сатурна с детьми, но понимал, что люди и без Сатурна успешно пожирают друг друга.
В Англии меланхолия получила название "елизаветинской болезни". Начиная со знаменитого трактата Роберта Бёртона "Анатомия меланхолии " (1621), описания меланхолии как душевной болезни дополняются социально-психологической трактовкой, подчеркивающей значение таких факторов, как одиночество, страх, бедность, безответная любовь, чрезмерная религиозность и т.д. Небезынтересны слова Бертона: "Я пишу о меланхолии , дабы избежать меланхолии. У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против нее, чем занятость".
Николас Хиллиард «Портрет Генри Перси, графа Нортумберлендского», 1594
Одна из частей выставки посвящена кунсткамерам (кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций , в 16-17 вв. были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов). Там, наряду с гербариями, минералами, чучелами животных часто появлялись и человеческие кости, напоминая о бренности жизни.
Морские раковины, покинутые моллюсками, собраны в человеческий портрет.
Скорлупка черепа, превращенная в часы. Время торжествует.
В Древнем Риме меланхолию лечили - лечение "состояло в кровопусканиях, однако если они противопоказаны в виду общей слабости больного, то их заменяли рвотными средствами. Но времена меняются, уже Паскаль считает непостоянство, тоску и тревогу нормальными, хоть и мучительными, состояниями человека. В XVIII в. тосковать и скучать становится красиво и модно. Французы считают меланхолию сладкой. Это сладкое томление изображает Ватто, о нем же - Гюбер Робер с его уютными руинами. А Пиранези, автор знаменитых архитектурных фантазий, изображает в автопортрете, показанном на выставке, в виде руины, античного бюста, себя самого.
Антуан Ватто «Две кузины», 1716
Гюбер Робер, «Живописцы», 1790
Джованни Баттиста Пиранези «Автопортрет»
Романтики начала XIX в. уже немыслимы без ощущения "мировой скорби". Иоганн Генрих Фюссли и Уильям Блейк увлечены кошмарами и мрачными видениями, Франсиско Гойя живописует страхи и безумие.
Иоганн Генрих Фюссли, «Молчание», ок. 1799-1801
Иоганн Генрих Фюссли, «Эззелин и Медуна», 1799
Франсиско Гойя «Война»
Франсиско Гойя «Время», ок. 1808-1812
Уильям Блейк, «Навуходоносор», 1795
Пейзажи тоскуют вместе с романтиками. Закаты и кладбища становятся усладой для взора меланхолика.
Антуан Шинтруа «Белая березка», 1873, Каспар Даид Фридрих «Женщина с паутиной» 1801-1803
Каспар Давид Фридрих «Кладбищенские ворота», 1825
Как темно и страшно снаружи, внутри, на кладбище - желанный покой и умиротворение. Тот свет - ярче.
«Друзья, давайте все умрем!
К чему нам жизни трепетанье?
Уж лучше гроба громыханье
И смерти черный водоем!»
В XVIII в. в английском словаре эмоций появляются слова bore, boredom ("тоска", "скука"), splee ("сплин"). А в XIX в. сплин становится неотъемлемой чертой образцового романтика.
Отто Рунге «Автопортрет в голубом сюртуке» 1805
Каспар Давид Фридрих «Автопортрет» ок. 1810
Камиль Коро «Меланхолия» ок. 1860
Эпоха романтизма проходит, а меланхолия и безумие остаются спутниками творцов и мыслителей.
Карл Бауэр, «Фридрих Ницше», 1902
Пабло Пикассо «Автопортрет», 1900
Винсент ван Гог «Портрет доктора Гаше», 1890
Один из разделов выставки состоит из первых опытов нозографии, описания болезней. В этих рисунках и дагерротипах можно увидеть меланхолию, очищенную от романтических представлений, - страшную болезнь, не оправданную гениальностью.
1838
Мимика обиды, смоделированная при помощи электрических разрядов.1856-1857
Меланхолия может довести до больницы, а может низвергнуть в ад. Один из разделов выставки связывает тоску с Сатаной и преисподней.
Настольный бронзовый Сатана (1833) и офорт с химерой Собора Парижской Богоматери (1853).
Тут очень кстати пришелся бы врубелевский демон. Но его нет, главный экспонат раздела - мыслитель Родена. Пусть он всего лишь человек, и не обладает крыльями Люцифера, зато может воспарить в мыслях. Думать - занятие тоже богоборческое, судя по тому, что на картине Франца фон Штука, изображающей ад, грешники погружены не в кипящее масло, а в тяжкие размышления.
Франц фон Штук «Ад», 1908
Первая половина ХХ века полна предчувствиями войны. Образ меланхолии является повсюду.
Эдвард Мунк «Меланхолия», 1906-1907, «Меланхолия III», 1902
Джорджо де Кирико «Меланхолия», 1912
Марио Сирони «Меланхолия», 1927, Артуро Мартини «Малышка», 1930
Эдвард Хоппер «Кинотеатр в Нью-Йорке», 1939
Отто Дикс «Меланхолия», 1930
Во второй половине ХХ века войны продолжаются, но отдалились - они ведутся уже не на территории западных стран. А меланхолия все так же близка.
И те же сюжеты - нагой мыслитель, например. Только разжиревший и забившийся в угол.
Рон Мьюик «Без названия (Большой человек)», 2000
Ансельм Кифер «Меланхолия» 1989
Статья о меланхолии на Deja Vu Может быть, эта выставка про меланхолию - и не шедевр, но все равно нашим музейщикам стоило бы поучиться у зарубежных делать выставки сквозь-временные и посвященные одному понятию. А то все как-то неглубоко получается, «Двое», или «Приключения черного квадрата».