МАЛЕР

Jan 16, 2006 10:37



портрет Г. Малера работы Эмиля Орлика
“Дух неверия и отрицания обуял его. Ошеломлённый безумием окружающего, он теряет и чистоту видения, дарованную ему с детства, и уверенность в происходящем, которую давала любовь. И жизнь его и весь мир искажены этим колдовским варевом; удар, наносимый железной дланью Cудьбы, вызывает отвращение ко всему и взрыв отчаяния.”

- Густав Малер, Программа третьей части (Скерцо) 2-й Симфонии, названной им “Воскрешение”
А можно ли взаправду услышать зов судьбы
В звучаньи музыки?
                              Горит в углу менора.
Сквозь гвалт семьи и плачь детей гурьбы
Там в душу мальчика прорвался звук трубы,
Подхваченный пока ещё беззвучным эхом хора

Не так уж путь далёк от Калишта до Вены
Да плата высока за перемену мест -
Как знать вперёд, Густав, цену твоей измены?
Отныне будешь ты сквозь жизнь нести сей Крест.

* * *

Так в зданье строгое
Германской классики
Ворвался
Местечка старого
Насмешливый мотив,
И замер зал в смущенье, уловив
Звук инородный,
Шутовской,
Лишенный почтения к высокому Искусству.
И право, господа,
Где иудею взять то чувство
Особое
Австрийского достоинства и меры?
Что ж, Вагнер прав,
Шептали дамам кавалеры,
Не следовало б их пускать сюда.

* * *

Как необычен
Этой музыки словарь
Как встарь,
                привычен,
Sturm und Drang
Шарманкой вдруг прервётся,
Ему громовый глас Небес
Тромбонов рёвом отзовётся,
А вслед - весенний Венский лес
С рожком валторны,
Как в стране чудес.
Классическое скерцо
Вдруг сменят
Внезапные казармы звуки,
А вслед Адажио заломит руки
И кадиш сладкой болью сдавит сердце.
Песнь Земли -
Весенний яблонь цвет
И солнца первый луч поверх тумана,
И радость дружбы,
И волшебный миг любви.
Труба - предательство -
Кровавый след в пыли -
И торжество: Воскресшему осанна...

* * *

Предчувствие в крови -
Уже рождён
И вышел на арену
Банальный клоун с пятнышком усов.
Он тоже переедет в Вену,
Валькирий будущих, охранных псов,
Германии грядущий лидер,
Здесь зреет план - как Kindertotenlieder
В реальность воплотить. И недалёк
Момент, когда по новой схеме Форда
Поставить смерть детей
Он сможет на поток.
Европа спит eщё. Но тайно бродит
Закваска венская. Сама Судьба
Рукою Малера перо по стану водит.
Виденьем ужаса взмывает вверх труба,
И марширующих колонн стальные шлемы,
И страшный, мерный, барабанный бой
Шестой Симфонии начальной темы,
И Дрезден будущий провиденьем Геенны
В громовом грохоте Седьмой...

* * *

Супружеской измены чёрный яд
Не обминёт и гения.
Но гений
Не снизойдёт до мелких ухищрений,
Ведущих в честолюбья ад.

К тому ж, что проку в ревности бесплодной?
Любовник Альмы молод, родовит,
Не чужд успеху, недурён на вид,
Не то что музыкант безродный.

Не оставляй меня, моя любовь!
            Вернись скорей и помоги подняться.
            Лежу один, в кромешной тишине,
            Не в силах встать - здесь нет руки твоей,
            Больное сердце силится понять:
            Что ждёт меня - спасенье иль проклятье?

Густав, ты сам во всём виновен.
Так повелел Всевышний.
Всюду лишний,
Незваный гость на европейском пире,
Гость странный, гордый,
Человек амбиций
Неудовлетворённых,
Одержимый
Одной мечтой,
Одной безумной целью -
Взорвать вселенную тысячегласным хором,
Чтобы отдельные людские голоса
Сменились музыкой планет и солнц
В их бесконечном, вечном хороводе,
В раскатах звука
И фонтанах света
Восьмой симфонии,
Чтоб мощный хор развеял боль разлуки.
В сиянии тернового венца,
Прийди, Создатель Духов,
Чтобы жертвою Природе
Здесь в час полночный
Принести сердца...
Он Альме посвятил симфонию Восьмую,
Пройдя все круги ада до конца.

* * *

А ждать конца уже недолго было.
Средь музыкантов суеверие ходило,
Что ни один германский композитор
Не может пережить создания девятой
Своей симфонии,
                          и Малер знал об этом,
Охвачен ужасом перед Судьбы запретом.

Как избежать проклятия Девятки?
В кровати ночью слушал он украдкой
Неровное биение крови,
Дыханье прерываемое страхом,
Ловил приметы близкой смерти слух,
Глаза искали тщетно знак любви
И корчился от страха скорбный дух.

Они вокруг меня соткали паутину,
            Как пауки, разъяли на куски,
            Украли жизнь из зависти к таланту.
            Но сам виновен я. Как так случилось?
            И почему я сам им отдал душу?
            Не избежать проклятия. Бумагой,
            Пустышкой обернулась жизнь моя.

* * *

В конце Девятой есть мелодия у скрипок,
Что повторяет тему Первой части
Воспоминаньем молодых годов.
На время их сменят виолончели,
Но не печалясь, а почти спокойно
Оглядываясь вроде бы назад,
В преддверьи неизбежной смерти.
Повторяясь вновь
На низких нотах,
Мелодию поют виолончели:
Cмотри - мы здесь ещё, мы здесь,
Мы воротимся,
Вот вздох, ещё один,
Ещё быть может
Возможно всё опять начать сначала
И жить самим собой, избегнув яда...
Но поздно.
Кода.
Жизни нет возврата.

стишки

Previous post Next post
Up