«Я сыт по горло Россией и сегодня же уезжаю. Здесь всем заправляют шайки таких ленивых бюрократов, что мне просто необходимо вдохнуть свежего воздуха».
Йоханес ван Лохем. Кемерово,10 сентября, 1927 года
Недавно побывал в Кемерово, и нахлынули воспоминания, всякие мысли о прошлогодних «приключениях». Никак не могу от них отделаться. Вот решил их материализовать, может это поможет. По крайней мере, выговорюсь.
Довелось прошлой весной поучаствовать в одном проекте, под названием
"Кемерово. Борьба за мечту". До сих пор не пойму как к этому относиться. Всё весьма неоднозначно. С одной стороны таких проектов здесь ещё не было и неизвестно когда ещё будут. С другой, слишком суетно и напряжено он осуществлялся, что естественно не могло не отразиться на результатах. Даже то, что с неимоверным трудом было снято и подготовлено, подвергнули существенному «обрезанию», желая угодить разного рода «цензорам», которые ничего во всём этом не понимают, но активно вмешиваются. Сразу, после того как фильм презентовали, у меня было единственное желание, поскорее всё это забыть. Иногда натыкался на обсуждения в Интернете, но вступать в диалог не хотелось. Наверное, нужно было, что бы страсти улеглись. Теперь можно спокойно поговорить.
Как всё начиналось. Чуть больше года назад прибыл ко мне «человек из Кемерово» и стал пиарить грядущий проект. Мол, надо в нём поучаствовать, что это прорыв и всё такое. Послушал я его и поехал в Кемерово. Приехал, посмотрел, поговорил. Контора, снимающая рекламные ролики решила снять видеофильм о Кемерово 20-х годов. Честно говоря, я призадумался. А призадуматься было над чем. Например, то, что это заказуха к 90-летию Кемерово, контора рекламная, команда далеко не творческая, да и денег особых не предлагали и еще ряд объективных причин. Мне предложили поучаствовать в качестве художника и исполнителя одной из главных ролей. Времени свободного было достаточно, тема интересная, мне до того времени совершенно неизвестная и я решил поучаствовать. Тем более что у меня накопилось достаточно всяких «артефактов», полезных для съемок фильма о начале прошлого века.
Погружение в тему 20-х меня впечатлило. А история благодатная, можно было бы весьма содержательный сериал снять. Сюжет фильма вкратце такой( для тех, кто не видел): жили щегловские крестьяне столетиями одним устоем, да решила империя провести индустриализацию земель кузнецких, потом революция со всеми вытекающими последствиями. Но в этой истории среди множества интересных тем была одна, которая меня зацепила особо. После свершения революции коммунисты-интернационалисты, состоящие в основном из американцев и голландцев, предложили советскому правительству построить коммунизм за десять лет, в отдельно взятом месте. Но при условии, что им предоставят автономию. Руководителем этого проекта был голландец
Себальд Рутгерс, которого мне пришлось сыграть. С этой идеей он обратился к Ленину. Тот поддержал, правда, автономию предоставил в Сибири, в Кемерово. К тому же выдвинул условие, что всё необходимое для жизни и работы на ближайшие два года, у колонистов, должно быть своё. Мол, у нас своих проблем достаточно. Но, тем не менее, в Кемерово приехало несколько тысяч квалифицированных иностранцев. Вместе со всеми своими культурными ценностями. «Фордами», джазом, блюзом, танцами, англоязычными митингами и др.. Понастроили необычные
дома, клуб,
школу,
баню,
бараки по полкиллометра длинной (
«дома-колбасы» их называли). Провели индустриализацию, запустили «Коксохим». И всё на свои средства. Что из этого вышло, думаю всем понятно. Как только стало всё работать, автономию ликвидировали, иностранцы уехали, а тех, что не уехали, репрессировали. История построения коммунизма в отдельно взятом месте потерпела фиаско. Мечту побороли наши родные «функционеры».
С фильмом получилось примерно тоже самое. Сначала шёл поиск мест съёмок.
Первые две недели было достаточно интересно. Думаю есть немного кемеровчан, которые видели своё культурное наследие в таком объеме. Я исследовал весьма основательно разные исторические места и здания Кемерово. Мне повезло побывать внутри многих из них, посмотреть как они устроены. Большая часть этих построек находиться на правом берегу Томи. Запомнилась одна очень характерная особенность этих зданий: везде на лестницах ступеньки высокие и очень короткие. Поэтому подниматься по ним еще можно, а спускаться приходиться боком, иначе можно скатиться как с горки, что достаточно малоприятно. Кто поднимался в комнату Рутгерса в музее на «Красной Горке», точнее спускался, тот меня поймет. Могу предположить, что это делалось из экономии пространства. Весьма необычные интерьеры достойные бережного отношения. Правда, построек тех времён, осталось совсем чуть-чуть, в более-менее сносном состоянии. Здания проектировались знаменитым голландским архитектором
Ван Лохемом. Некоторые чудом сохранились, но т.к. этот район города неблагополучный, постройки в весьма убогом состоянии. Из бани сделали автомастерскую, убрали все архитектурные «излишества» и обшили всё металлопрофилем. Школа стоит брошенная и достаточно быстро растаскивается по углам этого неблагополучного района. Раньше в ней был ДОССАФ, который произвел нещадную перестройку, а теперь до неё никому нет дела.
Стоит заброшенная, без отопления. Кстати вот вам пример лицемерия власти, эти здания представлены на стенде «Красной горки» как архитектурные памятники. Неизвестно сколько они еще простоят, при таком нынешнем отношении к ним. Может статься, что через пару лет от них ничего не останется. Я говорил на эту тему с местными историками, они разводят руками: «Такая нынче власть. Нас никто не слушает». Всё понятно и знакомо. Увы.
Вернемся к фильму. После того как определились с местами съемок и начались сами съемки, я понял как «попал». Потому что элементарные творческие процессы пришлось доносить с неимоверным трудом до всех. А всем было всё равно. Такое ощущение, что качественный результат никому не нужен, а надо красиво пустить пыль в глаза. Я, конечно, напрягся, и в этом напряжении просуществовал до конца съёмочного процесса. Мечтая только об одном, чтобы потом не было мучительно больно за конечный результат. А ещё, мечтая побыстрее закончить с этим проектом и забыть его как страшный сон. После того как я вернулся домой мой мозг был какое-то время весьма угнетён. Слава богу, месяцем позже меня позвали поучаствовать в «мозговправительном» мероприятии
«Хан-алтай», благодаря чему я ожил, и некоторое время о фильме не вспоминал.
Побывав недавно в Кемерово, я прошёлся по некоторым местам съемок. Никаких изменений в лучшую сторону. Только в худшую. К примеру, посреди Кемерово стоит старое деревянное двухэтажное здание, прямо за драмтеатром в квартале. По-моему таких домов уже не осталось в Кемерово. Последний осколок чудом уцелевшего Щегловска. В прошлом году там ещё жили люди. Теперь там живут бомжи. Окна заколочены, здание заброшенно. А ведь это замечательно сохранившийся образец деревянного зодчества, вполне пригодный для музея. Говорят этот дом, купила какая-то строительная компания для того, что бы его снести и построить там какой-то очередной «новодел». Остаётся надеяться, что в связи с кризисом у них эта затея не осуществиться. Редкий случай, когда можно сказать, спасибо кризису.
В наше весьма противоречивое время огромные средства спускаются в унитаз на всякий ПОПУлизм, а выкроить небольшую толику средств на сохранение культурного наследия не хватает здравого смысла. А ведь приток этих средств был заложен именно тогда, в те далекие годы. Явная неблагодарность. Очень жаль, что всё это культурное наследие находится в (мягко говоря) нерадивых руках. Борьба за мечту давно закончилась. Затем сменились ориентиры, и теперь ведётся борьба против мечты, здравого смысла и культурного наследия. При попустительстве и общества тоже.
(ЕЩЁ ФОТО)PS: Кстати фильм получился лучше чем я думал. По крайней мере, не мучительно больно за конечный результат.