В одной из первых статей о создании творческих тетрадей я уже перечисляла инструменты, которые могут понадобиться для работы:
"Колонка №2: Всё, что нужно для работы увлечённому артбукеру". На вопросы о том, чем лучше всего рисовать в тетрадях - карандашами, мелками, акварелью, тушью, гуашью или акрилом, я всегда отвечаю - акрилом!
Акрил достаточно удобен в использовании. Он очень просто разбавляется водой, и тогда рисовать им можно как акварелью. Если нужно нарисовать что-то более толстым, густым слоем краски, акрил можно брать прямо из тюбика в чистом виде и рисовать как гуашью. Высыхает он очень быстро, а по высохшей матовой поверхности можно спокойно работать даже тушью или фломастерами. Самое же главное достоинство акрила в том, что после полного высыхания он не смешивается с новыми слоями краски, которые наносятся поверх первого слоя. На рисунке не образуется грязи, как в случае работы с гуашью, когда ранние слои краски смешиваются с новыми.
То, о чём я хочу рассказать, не совсем лессировка. К тому же для работы в артбуке не нужно смешивать какие-то специальные лаки с пигментами. Я спокойно использую акрил по тому же принципу - одна полупрозрачная краска наносится на другую так, чтобы нижний слой "светился" через верхний. Дополнительно я растираю салфеткой мазки верхнего слоя.
Сначала я готовлю фон - беспорядочно наклеиваю кусочки бумаги на развороте своей тетради.
Для того, чтобы на белой кальке не оставалось следов от канцелярского клея, я использую специальный клей, похожий по своей вязкости на обычный клейстер из крахмала или муки, и наношу его плотно кисточкой на обратную сторону бумажки. Обойный клей или клей ПВА тоже подойдут.
Для того, чтобы разбавить акрил водичкой, мне удобнее выдавить немного краски из тюбика в баночку и разбавлять уже там. Жидким слоем акрила я покрываю весь разворот.
Вот так это выглядит после первого слоя, закрашенного жидким акрилом.
После полного высыхания поверхности я развожу в баночке более густую массу акрила и зарисовываю разворот синим. Работать нужно быстро, чтобы акрил не успел подсохнуть.
Как только страничка полностью покрыта краской, я растираю новый слой обычной салфеткой от центра к краям. Отдельные мазки растираются очень красиво, а нижняя бежевая поверхность начинает более ясно проглядывать через верхний синий слой.
Вот так это выглядит после работы салфеткой. Обратите внимание, что слева я проложила странички большим куском бумаги. Это для того, чтобы не испачкать нижние, уже красиво зарисованные странички. Для этого можно использовать любую ненужную бумажку - гезету, страницы из журналов и т.д.
Потом я ещё многратно покрывала страничку то бежевой, то голубой, то красной краской. Растирала салфеткой, смывая границы между новым и предыдущими слоями. Получилась вот такая насыщенная слоями поверхность.
Когда я осталась довольна фоном, я нарисовала узор простым карандашом и расписала акрилом.
Вот так выглядит готовый разворот.
Подобную технику акриловой лессировки и растирания салфеткой можно использовать и исходя из более тёмного фона. В примере, приведённом ниже, я сначала зарисовываю фон жёлтой, оранжевой и красной краской. После высыхания наношу слой синей краски, растираю салфеткой, жду высыхания и наношу слой бежевой краски, растираю и т.д.
А это рисунок, для которого понадобился такой насыщенный фон. Здесь я обошлась без клочков бумаги на фоне разворота, но цветовой многоплановости тоже вполне достаточно.
Так выглядит конечный результат
Удачных экпериментов и приятного творческого выдоха!