Это не секрет, что очень многое в нашей жизни, не только материальное, имеет какую-то окраску: запахи, события, ситуации и эмоции получают определённый, можно сказать кодовый цвет. Например, думая о нежности, я сравниваю её с цветами весны - розовым и салатным. Бурная радость приобретает окраску сочного лета - оранжевый с густо-зелёным. Любовь, страсть - красная, алая. Грусть - голубая, иногда светло-фиолетовая. Удовольствие - цвета морской волны, зелёное, жёлтое, ярко-оранжевое.
В одной из дискуссий о том, быть или не быть колонке и о чём говорить или нет, прозвучала просьба рассказать о том, какие цвета лучше использовать для артбуков. Ограничений, в общем-то, никаких не существует. Каждому можно и нужно использовать в своих тетрадках те цвета, которые ему и только ему лично нравятся, кажутся уместными или лучше всего отражают какое-то состояние. Но одних только цветов радуги семь:"Каждый охотник желает знать где сидит фазан". На чём же остановиться?
Как говорят в таких случаях немцы - нет ничего ужаснее, чем муки выбора. Чтобы не испытывать подобные муки и не страдать от цветовой какофонии, можно, так же как и в случае с планами о том,
что именно нарисовать на страницах своей тетради, придумать себе цветовой план.
Как его составить? Например, решить перепробовать все цвета по очереди и создать целый ряд разворотов, которые посвящены только одному какому-то цвету.
Ещё один вариант - ограничение по количеству цветов. Выбрать не более 1-3 цвета и выполнять развороты только с их помощью. Подобные "цветовые рамки" работают в таких случаях настоящим катализатором. Останавливая свой выбор на какой-то паре конкретных цветов, мы словно передвигаемся к следующему этапу работы: мы уже не ломаем голову над проблемой выбора цвета, а вовсю работаем и отрываемся в той цветовой гамме, которую выбрали.
Использование ограниченного количества цветов всегда сказывается благоприятным образом на любой работе. Она выглядит более сбалансированной и стильной, в то время как разброд цветов приводит в большинстве случаев к тому, что разворот кажется очень неспокойным, даже китчевым.
Но какие именно цвета лучше выбрать и по какому принципу?
Определённые цвета прочно вошли в нашу жизнь как сигнальные, предупреждающие, гендерные или успокаивающие. Осознанное использование цветов может обеспечить не только необходимую реакцию зрителя, но и подчеркнуть эмоциональную сторону работы.
Существует
достаточно большое количество попыток упорядочить цвета. Одна из самых знаменитых - цветовой круг швейцарского художника и иллюстратора Йоханнеса Иттена (Johannes Itten).
Иттен разделил цвета на основные и промежуточные (переходы из одного цвета в другой), а также описал традиционные ассоциации цветов в зависимости от культуры и менталиитета человека.
При определённой комбинации цветов по Иттену происходит следующее воздействие на зрителя:
В то время, как комбинация соседних цветов, например синего и зелёного, действует на зрителя успокоительно, приводя все чувства в равновесие, сочетание противоположных, например синего и красного, оживляет рисунок, приводит в движение.
Цвета верхней части круга принято называть холодными. На плоскости, горы или лес, находящиеся на горизонте, воспринимаются глазом синими или фиолетовыми. Поэтому существует стойкое мнение, что холодные цвета - это цвета дистанции, удалённости, в то время как насыщенные, тёплые цвета выбиваются своей интерсивностью на передний план работы.
Если мне всё-таки хочется создать работу со всеми цветами радуги, я внимательно слежу за тем, чтобы один какой-то цвет преобладал, подчиняя себе все остальные и делая композицию более слаженной.
Напоследок, небольшая приятная подборка цветов, выполненная Иттеном.
А какие цвета при работе в артбуках нравятся Вам? Что Вы с ними связываете, какие кажутся Вам особенно приятными в работе? На этой ноте - удачной охоты на фазанов и с фазанами :-)
Быстро утащить к себе в журнал статью: